Исламский Египет

В начале VII в., когда великие соперничающие Византийская и Сасанидская империи истощили себя в бесплодной и разорительной борьбе за верховенство, арабы духовно и политически объединились под руководством Мухаммеда. Призыв Пророка к созданию мусульманского общества (Умма), подчиняющегося власти Бога, как об этом говорится в святом Коране, позволил прекратить родовые и племенные конфликты и сплотить арабов в единую нацию. Возглавляемые его преемниками, халифами, арабы направили усилия на расширение своих границ, не встретив серьёзного сопротивления со стороны северных соседей. Движимые предписанием ислама вести священную войну против "неверных" (джихад), как и обещаниями получить богатые трофеи, мусульмане с 636 по 649 г. захватили всю Персию и восточные провинции Византии.

В 639 г. на территорию Египта вторгся Амр ибн аль-Ас. Один из самых способных генералов раннего мусульманства, он в юные годы посетил Александрию и был поражён её богатством, красотой общественных зданий и оживлением, царящим на её улицах. Действуя по собственной инициативе, без санкции халифа, Амр оправдывал свой поступок тем, что египтяне - это овцы, а их земля - золото, которым может овладеть любой, имеющий достаточную силу. Однако его всадники были легко разбиты византийской армией возле древних руин Гелиополя в 640 г., после чего Амр перешёл к осаде древней крепости Вавилон, а затем и Александрии. Парализованные внутренними проблемами и войнами, византийцы не смогли усилить свою армию в Египте, и Вавилон пал в 641 г., а вскоре после этого была завоёвана и вся страна.

Захвату Египта арабами способствовало и безразличие местного населения - коптов. Их политические и религиозные споры с Константинополем привели к враждебным отношениям с Византией. Не заинтересованные в обращении коптов в исламскую религию, которую мусульмане всё ещё считали чисто арабской, они поддерживали Коптскую церковь в отношениях с господствующей византийской верхушкой и предоставили этой епархии автономию, полагая, что это обстоятельство облегчит сбор подушного налога с местного населения.

Во время осады Вавилона мусульмане разбили свой лагерь к северу от крепости, и именно здесь Амр основал Фустат, военное поселение для контроля за долиной Нила. Городок постепенно превратился в административную и торговую столицу арабской провинции Египет. Арабский язык пришел на смену греческому и стал основным не только в городах, но со временем и в деревнях, что привело к забвению коптского языка.

В 641 г., после падения Александрии и всего лишь через 9 лет после смерти пророка Мухаммеда (632 г., Медина), мусульмане под руководством 2-го арабского халифа Омара ибн аль-Хаттаба (634-644 гг.) отторгли от Византии Египет, захватили Ирак и Иран. Арабы не очень-то стремились обживать захваченные земли и обычно довольствовались взиманием дани. Поэтому местное население часто рассматривало их как временных оккупантов или даже как освободителей от византийского владычества. Более того, мусульмане демонстрировали уважение к храмам и обрядам евреев и христиан.

Аббасиды

Быстрый рост новой исламской империи повлёк за собой массу проблем. Племенная рознь между арабами начала снова проявляться, по мере того как отдельные группы стали бороться за военные трофеи и лидерство. Эти конфликты, обычно выражаемые в различии точек зрения по основным догмам ислама, приводили к глубокому размежеванию между арабами и стали причиной повстанческих и гражданских войн в течение столетий. Видимость мусульманского единства была восстановлена в 750 г., когда династия Аббасидов стала во главе империи. Приведённая к власти коалицией арабских и иранских сил, она создала интернациональное государство с центром в Багдаде. В Египте смена режима была ознаменована строительством новой столицы к северу от Фустата, названной Аль-Аскар - "военный лагерь", ставшей официальной резиденцией провинциального губернатора, его армии и бюрократии.

В течение первых 200 лет мусульманского правления Египет был заложником исламской империи. Контролируемая военными губернаторами, назначаемыми халифами, большая часть египетских богатств поступала в центральное казначейство. Власть губернаторов была ограничена непродолжительным сроком пребывания на посту, а также узким кругом полномочий. Все это делалось с целью не допускать создания независимого государства.

Результатом таких мер стали непомерное налогообложение и широко распространившаяся государственная коррупция, которые привели Египет на грань экономического краха в IX в. Усилий багдадских правителей оказалось недостаточно, чтобы на длительное время сохранить единство государства. Они прибегли к услугам турецких наёмников для противодействия беспокойным арабским и иранским подданным. В итоге турки приобрели огромное влияние, подчинялись только Аббасидам. Власть турецких военачальников стала настолько сильной, а содержание их армий настолько дорогим, что халифы были вынуждены выделить им в пользование целые провинции вместо выплаты содержания. Таким образом в 832 г. Египет стал частным феодальным поместьем новой мусульманской элиты. Не желая покидать Багдад, что могло привести к потере влияния, генералы назначали в Египет своих губернаторов, которые самостоятельно управляли наместничеством, а не в качестве слуг халифов.

Около двухсот лет Египет относительно спокойно жил сначала под Омейядами, позже под Аббасидами. Но с середины IX в. пёстрая в этническом и религиозном отношении империя Аббасидов начала рассыпаться. Это было вызвано в том числе привлечением в армию огромного числа воинов-рабов (гулямов), которые со временем начали по своему произволу сменять халифов и возводить на престол угодных им претендентов. Иранскую знать на высших государственных постах постепенно сменяют выходцы из гулямов. Один из них, Ахмад ибн Тулун, назначенный в 868 г. наместником Египта, добился присоединения к своему наместничеству Сирии и стал основателем династии Тулунидов. Свою столицу Аль-Катайя ибн Тулун украсил монументами, дворцами и садами; построил там величественную мечеть, получившую его имя. Вскоре после смерти Ахмада ибн Тулуна Египет утратил независимость, и в 905 г. Аббасиды на короткое время вернули себе господство над страной, но уже в 935 г. новые правители Египта опять прекратили подчиняться Багдаду.

Независимость при Ибн Тулуне

Наиболее известным турецким губернатором, с именем которого связано возрождение Египта, был Ахмед ибн Тулун. Сын турецкого раба, получивший хорошее воспитание и образование при дворе Аббасидов, он в возрасте 33 лет был назначен наместником в Египет. Используя соперничество между семьей Аббасидов и турецкими наёмниками, смог добиться полного контроля над правительством провинции и создать первое автономное мусульманское государство в Египте. За счёт существенного сокращения дани Ираку и реинвестиции богатств страны Ибн Тулун создал условия для процветания Египта. Он начал своё правление с создания сильной армии из турецких, греческих и суданских рабов, с помощью которой в 878 г. завоевал всю Сирию.

Ибн Тулун построил новый царский город к северу от Аль-Аскара, названный Аль-Катай (район). Разбив город на отдельные районы, он разместил в них контингент своей многонациональной армии. В центре Аль-Катаи располагалась мечеть Ибн Тулуна, чье сооружение закончилось в 879 г. Она представляет собой прекрасный образец мусульманской архитектуры эпохи Аббасидов.

Ибн Тулун умер в 884 г., и его преемником стал 20-летний сын Хумаравай. Он расширил границы государства до Евфрата и таким образом заставил Аббасидов признать его независимость.

В 896 г. Хумаравай был убит рабами своего гарема, и бразды правления перешли к двум его сыновьям и брату, которые отличались экстравагантным образом жизни и проявляли полную некомпетентность в управлении страной. Истощив государственную казну и настроив против себя армию, эти горе-правители один за другим были свергнуты и убиты.

В 905 г. в Египте вновь восстанавливается власть Аббасидов. В качестве назидания город Аль-Катаи был стёрт с лица земли, осталась лишь мечеть Ибн Тулуна, а членов семьи Тулуна в цепях доставили в Багдад.

В течение последующих 30 лет Египтом управляли назначаемые Багдадом жестокие и недальновидные чиновники. Однако возрастающая угроза со стороны фатимидской династии, утвердившейся в Тунисе, которая в этот период дважды вторгалась на египетскую территорию, требовала более эффективного правления в долине Нила. В связи с этим Аббасиды вынуждены были позволить Мухаммеду ибн Туглиджу создать в 935 г. в Египте новое полуавтономное государство, способное предотвратить дальнейшую экспансию Фатимидов на Восток.

После смерти Туглиджа в 946 г. его преемниками стали молодые сыновья, но реальная власть принадлежала их регенту Кафуру, сильное правление которого позволяло сохранять государство единым. Но после смерти Кафура в 969 г. и вторжения Фатимидов оно пало.

После кратковременного правления в стране мусульманской династии Ихшидидов (935-969 гг.), основанной Мухаммедом ибн Туглиджем, тюрком по происхождению, получившим от Аббасидов титул "ихшидид" (древний титул иранских правителей Согдианы и Ферганы), в Египте удалось укрепиться выходцам из Северной Африки Фатимидам (они считали себя потомками Фатимы, дочери пророка Мухаммеда). Новая столица, основанная в 969 г. (к северу от прежней), получила название Эль-Кахира ("Победительница" - современный Каир). Правление Фатимидов было отмечено определенным экономическим подъёмом, причиной которого было выгодное расположение Египта на пересечении важных торговых путей между Африкой, Азией и Европой. Отстраивался и расширялся Каир, был создан мусульманский университет Аль-Азхар (988 г.). В то же время непрерывные конфликты с сирийцами ослабляли Египет. Такие неудачи Фатимидов, как захват крестоносцами Иерусалима (1099 г.) и разграбление Каира турками-сельджуками, которые к этому времени уже утвердились в Багдаде и стали "защитниками" аббасидского халифа, позволили сирийцам всё более уверенно вмешиваться во внутренние дела Египта.

Истоки Фатимидов

Фатимиды происходят из радикальной шиитской секты, которая верила в то, что её имамы (руководители) - единственно законные правители в исламском мире. Основывая свои притязания на непосредственном родстве с Пророком Мухаммедом через дочь Фатиму они считали Аббасидов узурпаторами и мечтали об объединении всех мусульман под знаменами шиизма.

Истоки этого соперничества уходят корнями в первые годы исламской веры, когда ранние мусульмане разделились по вопросу о том, кто должен быть наследником Мухаммеда после его смерти в 632 г. Большинство последователей - сунниты - выступали за то, чтобы халиф избирался из их числа, а меньшинство, которое стало известно как шиа (от арабского "ши’а" - группа), настаивало на соблюдении принципа наследственности.

Наиболее экстремистской из получивших большое распространение шиитских сект была исмаилитская. Она наделяла имамов божественной сущностью. Фатимидские халифы, веря в то, что обладают особыми, известными лишь святым людям знаниями, делающими их непогрешимыми, всячески подчеркивали свою способность довести Умма до совершенства. Имамы управляли огромными секретными организациями Даава, которые внедряли хорошо подготовленных агентов по всему мусульманскому миру для подготовки окончательной передачи власти халифам-исмаилитам.

Поддержка берберов и арабов обеспечила победу халифу Убейдаллаху в Алжире, а затем и в Сирии, но исмаилитская верхушка мечтала о захвате Египта. Смерть Кафура предоставила фатимидскому халифу аль-Муиззу такую возможность.

Создание Аль-Кахиры

В 969 г. Египет был покорён генералом Яуха, рабом европейского происхождения, который прежде всего подыскал место для размещения аль-Муизза и шиитского руководства. Новая фатимидская столица, получившая название Аль-Кахира-покоритель, позже была переименована итальянскими купцами в Каир.

Кахира, отделённая от суннитского Фустата милей неиспользованной земли, была окружена высокими стенами. В городе размещались два больших дворца, дом для имама и его двора. Его религиозными и интеллектуальными центрами стали две мечети и штаб Даава. На остальной территории, площадью в 300 акров, находились сады, ипподромы и военные казармы.

Военные успехи Фатимидов продолжались недолго. После взятия Палестины и святых городов Мекки и Медины они столкнулись с сильным сопротивлением византийцев в Северной Сирии. Попытки укрепить армию при помощи турецких рабов не увенчались успехом, а привели лишь к усилению опасного соперничества между берберами и наёмниками. Чтобы возместить военные потери, Фатимиды стали активно налаживать торговые связи с разными регионами от Китая на Востоке до итальянских городов на Западе. Фустат превратился в главный торговый город и в один из ведущих центров изготовления художественных изделий в мусульманском мире. Фатимидский Египет переживал эпоху расцвета.

Находясь в изолированном роскошном городе-крепости, фатимидские имамы серьёзно изменили свои намерения. Планы захвата империи Аббасидов были отложены на неопределённое время, а известные только священным людям аспекты учений стали менее радикальными. Лишь незначительные усилия предпринимались для обращения преимущественно христианского и суннитского коренного населения в шиитскую веру, в то время как внешняя деятельность Даава сводилась в основном к установлению торговых отношений с близкими по духу иностранными государствами. Фатимиды проявляли терпимость к равноправному участию суннитов, христиан и евреев в управлении государством.

Безрассудный халиф

Начало XI в. ознаменовано возникновением исмаилитской секты друзов. Её появление связано с личностью фатимидского халифа аль-Хакима (996-1021 гг.) и его приближённого Дарази, от имени которого, вероятно, получила своё название секта. Человек странный и загадочный, по мнению всех арабских историков средневековья, психически нездоровый, аль-Хаким проникся идеей вдохнуть новую жизнь в святую миссию исмаилитского движения, сохранить личную власть и противостоять фатимидской правительственной оппозиции. Принимаемые им меры обычно были грубыми и непредсказуемыми, но не без умысла. Когда в 1017 г. Дарази провозгласил божественную сущность халифа Хакима, это переполнило чашу народного терпения.

Начались протесты и стихийные выступления. Ревностные поборники Хакима вынуждены были выехать в Ливан, где в то время обосновался Дарази.

Опасаясь непредсказуемости аль-Хакима, фатимидская иерархия решила избавиться от него. Во время одной из ночных прогулок в окрестностях столицы аль-Хаким загадочно исчез. Он был убит по приказу сестры и фатимидской знати, которая после этого пришла к власти.

Фатимидский период распада

В период правления аль-Мустансира (1036-1094 гг.) Фустат достиг высокого уровня благосостояния. С населением почти полмиллиона человек, проживающих в пятиэтажных домах с водопроводом и канализацией, он был одним из самых больших городов своего времени.

Несмотря на процветание Египта, фатимидское государство постепенно начало приходить в упадок. Турецкие наёмники, в основном вытеснившие берберских конкурентов, проявляли непослушание и представляли постоянную угрозу внутренней безопасности. Последствия низких паводков в Ниле в 1066-1072 гг. ввергли Египет в ещё больший хаос. Голод и чума распространились по всей долине Нила, что приводило даже к случаям каннибализма. Турецкие солдаты, не получавшие содержания, грабили фатимидские дворцы, опустошали казначейство халифа. Тайно Мустансир позвал Бадр аль-Джамали, фатимидского губернатора в Палестине, для наведения порядка.

Внезапное нападение на Аль-Кахиру в 1072 г. привело к уничтожению всей оппозиции, и Бадр аль-Джамали стал единоличным правителем. Теперь перед ним стояла задача противостоять нависшей угрозе вторжения со стороны сельджукских турок. Стены города с новыми массивными воротами были укреплены так, чтобы выдержать осаду неприятеля.

Внезапный распад Сельджукской империи в 1092 г. спас Фатимидов от неминуемого поражения, но на карте Ближнего Востока появилось множество маленьких мусульманских государств. Отсутствие единства между ними способствовало победам первых крестоносцев в 1099 г., которые предприняли свои походы в ответ на захват Иерусалима сельджуками.

Восхождение Зангида из Мосула, приступившего к объединению соседних мусульманских государств под лозунгом джихада против крестоносцев в первой половине XII столетия, было связано с пониманием того, что эти государства будут разбиты поодиночке. И в этой схватке двух враждующих сил: Фатимидов и Зангидов - Египет, всё ещё очень богатый, но ослабленный военным противоборством династий, был ключом к победе. Тот, кому достанутся его богатые ресурсы, может контролировать весь район.

Наконец, в 1171 г. знаменитый полководец Салах ад-Дин Йусуф ибн Аййуб, по происхождению курд (на Западе его называли Саладином, в отечественной историографии он фигурирует как Салахаддин), уничтожил фатимидский халифат и, объединив Египет и Сирию, положил начало новой династии - Айюбидов. Он отобрал у крестоносцев Палестину, Иерусалим и Антиохию, что привело к 3-му Крестовому походу во главе с королем Англии Ричардом Львиное Сердце, королём Франции Филиппом II Августом и Фридрихом Барбароссой. После смерти Салах ад-Дина (1193 г.) его империя была разделена между двумя его сыновьями. Египет достался Азизу Имад Аддину. С целью обезопасить себя самого и для успешной борьбы с крестоносцами египетский халиф ас-Салих Айюб, отстранивший от власти своего родного брата, создал себе из мамлюков (воинов-рабов) личную гвардию. Расквартированные на острове Рода близ Каира, воины этой личной гвардии стали называться бахаритами (солдатами реки; от арабского бахр - река). Именно благодаря им поражением завершился 7-й Крестовый поход, руководимый французским королем Людовиком Святым. Сам король попал в плен вместе со своей армией и был освобождён лишь за огромный выкуп.

Власть Салах ад-Дина

Фатимиды попытались продлить своё пребывание у власти, но в 1169 г. вынуждены были подчиниться генералу Салах ад-Дину, который в 1171 г. отменил халифат Фатимидов и восстановил в Египте суннитский ислам. Фатимиды были последней арабской династией, правящей Египтом. С этого момента страна стала находиться под контролем турок и представителей восточноисламского мира, и эта ситуация сохранялась до революции 1952 г.

Теоретически Египет стал частью Зангидской империи, управляемой Hyp ад-Дином, а фактически полностью находился в подчинении Салах ад-Дина. Его окрепшая армия размещалась в недавно построенной на возвышенности Мукаттам Цитадели, посередине между Кахирой и Фустатом. Оба города и крепость были обнесены мощными крепостными стенами.

Чтобы навсегда выкорчевать память о фатимидском правлении, Аль-Кахира была лишена своего царского статуса и стала доступна для всех желающих. Тысячи людей устремились туда, и это привело к упадку Фустата как основного торгового и промышленного центра Египта.

Сопротивление крестоносцам

Смерть Hyp ад-Дина в 1174 г. и последующий распад империи сделали Салах ад-Дина бесспорным лидером. В течение последующих 13 лет он завоевал разрозненные районы Сирии и присоединил их к Египту, после чего его внимание привлекли крестоносцы, которых Салах ад-Дин решительно разгромил в 1187 г.

После захвата Иерусалима и Палестины Салах ад-Дин стал лидером ислама. Однако в 1189 г. английский король Ричард Львиное Сердце и французский король Филипп II предприняли третий крестовый поход и овладели Акрой, но не смогли продвинуться дальше. По мирному договору 1192 г. были признаны завоевания Салах ад-Дина, а за крестоносцами оставалась небольшая прибрежная полоса Палестины. Спустя год Салах ад-Дин умер.

Созданная Салах ад-Дином империя Айюбидов представляла собой федерацию независимых государств, единство которых основывалось на солидарности семей. Правители Египта сохраняли слабый суверенитет над своими родственниками. Будучи главой семьи, султан Египта мог требовать от своих братьев в Сирии оказания военной помощи, но предоставлялась она неохотно. Правители маленьких государств больше боялись своих соседей, чем внешних врагов. Поэтому султаны проявляли нерешительность в развязывании серьёзных военных действий, предпочитая использовать дипломатические каналы для достижения своих целей.

Султан аль-Камиль (1218-1238 гг.) смог отбить вторжение крестоносцев в дельте Нила в 1221 г., но, чтобы избежать дальнейших столкновений, решил заключить мирный договор с римским императором Фридрихом II в 1229 г., по которому Иерусалим объявлялся открытым городом. Однако это решение вызвало резко негативную реакцию среди религиозных фанатиков с обеих сторон, и враждебность возобновилась.

Последний султан Айюбидов, ас-Салих (1240-1249 гг.), чей дерзкий приход к власти увеличил количество его врагов среди соперников, не мог больше полагаться на поддержку своих сирийских родственников. Столкнувшись с возрастающей угрозой нашествия монголов под предводительством сыновей Чингисхана, которые к этому времени уже покорили Иран и Восточную Европу, он приступил к созданию собственной армии из турецких рабов.

Боевые способности рабов, или мамлюков, ас-Салиха, известных как бахри - по названию казарм, расположенных вдоль Нила (Бахр-ан-Нил), были испытаны в 1249 г., во время шестого похода крестоносцев. Во время боевых действий ас-Салих погиб, но факт его смерти скрывали, для того чтобы сын, Туран-шах, мог добраться до Египта и принять султанство. Но правил он недолго. В 1250 г. верхушка мамлюков убила его и захватила власть.

Мамлюки

Чтобы придать законность перевороту, мамлюки объявили мать Туран-шаха Шагар ад-Дур султаншей. Принц Сирии из семейства Айюбидов не смог смириться с тем, что женщина стала правителем, и начал готовиться к войне. Нуждаясь в военных профессионалах для руководства своей армией, Шагар ад-Дур вышла замуж за командующего мамлюками Аюбека, который стал править страной как султан вместе со своей женой. Айюбиды были повергнуты в 1251 г., и воодушевлённый своей победой Аюбек захватил Палестину.

Для укрепления своего положения он в 1257 г. решил вести переговоры с принцессой из Мосула о второй женитьбе. Не желая делить власть с другой женщиной, Шагар ад-Дур убила мужа в ванне. Разгневанные смертью своего правителя, мамлюки схватили её и передали бывшей жене Аюбека, с которой он развелся по требованию Шагар ад-Дур. Единственная в Египте женщина-султан была забита до смерти деревянными палками в присутствии соперницы.

Мамлюки доказали своё военное превосходство перед крестоносцами и Айюбидами, но возникла новая, ещё большая угроза со стороны монголов, которые в 1257 г., преодолев сопротивление мусульман, захватили Ирак и вторглись в Сирию. Мамлюки смогли противостоять азиатским ордам в битве под Аун-Джалуте в 1260 г. и стали спасителями ислама.

В период правления своих первых султанов, Байбара аль-Бундукдари (1260-1277 гг.) и Калауна (1280-1290 гг.), мамлюки не раз демонстрировали военную силу. В условиях постоянной угрозы со стороны монголов, находившихся в Иране, они смогли вновь овладеть Сирией и освободили Палестину от крестоносцев.

Система Мамлюков

Политическая система, созданная Байбаром, основывалась на военной олигархии рабов. Молодых турок, доставляемых в Египет как рабов, обращали в исламскую веру и давали им военную подготовку. По завершении обучения они получали свободу и могли завербоваться в армию одного из мамлюкских эмиров. Наиболее могущественный эмир становился султаном. Однако султан не обладал достаточной властью, чтобы наделять полномочиями всех людей, приведших его на государственный олимп.

Основа политической системы зиждилась на лояльности отдельных мамлюков к военному роду (бейту), с чьим возвышением и падением в государственной иерархии было теснейшим образом связано их собственное благополучие. Если бейт добивался успеха, рядовые мамлюки могли надеяться на возведение в ранг эмира. Однако для этого необходимы были большая сплочённость и исключительная жестокость в борьбе с соперничающими родами. Султан пытался манипулировать этими конфликтами для сохранения своего положения, но, если его постигала неудача, он мог быть уничтожен своими же эмирами.

Воспользовавшись победой, мамлюки в 1250 г. стали править сами (династия Бахаритов - тюркских мамлюков). Это было начало эпохи процветания. Каир стал прекрасной столицей огромной империи, включавшей Сирию и Палестину. Цезарея и Антиохия были отобраны у крестоносцев. Последний Крестовый поход закончился бесславно. Его руководитель, всё тот же Людовик IX Святой, умер в 1270 г. от чумы. Мамлюкский султан Бейбарс I захватил последние крепости на Святой земле (Тир, Сидон, Триполи и др.). В 1291 г. пал последний оплот крестоносцев - крепость Сен-Жан-д'Акр в Ливане. Стремясь отвлечь население от недовольства постоянными поборами и жестокостью в управлении и продемонстрировать со всем возможным размахом свою власть и глубину своего благочестия, мамлюкские султаны Египта возводили в Каире великолепные здания (мечети, медресе, мавзолеи), считающиеся лучшими памятниками архитектуры всего мусульманского мира.

Правление ан-Насира Мухаммеда

В этот период существовало правило, согласно которому сын султана сменял отца на этом посту в качестве временного правителя, не обладающего властными полномочиями. Таким образом, эмиры имели возможность, не прибегая к гражданской войне, определить, кто сильнейший, после чего сын отстранялся и заменялся султаном, обладавшим реальной властью. Подобным образом 9-летний сын Калауна, ан-Насир Мухаммед, в 1294 г. был назначен эмирами номинальным султаном. После года правления он был смещён, но в 1299 г., после того как эмиры перессорились между собой, вновь провозглашён султаном. Решив править единолично, он убил всех эмиров отца одного за другим и заменил их своими людьми. Не желая полагаться даже на эмиров собственного бейта, ан-Насир заявил, что намерен проводить миролюбивую политику. Таким образом он пытался предотвратить передачу командования армией в руки своего потенциального соперника.

С приходом к власти ан-Насира наступил период процветания торговли и высокого благосостояния народа, пик мусульманской цивилизации в Египте. Ан-Насир был великим созидателем и покровителем ремёсел; именно в годы его правления Каир стал единым городом с великолепными дворцами и мечетями. Сооруженная в 1341 г. и сохранившаяся до сих пор, мечеть Аль-Маридани - ярчайший образец архитектуры мамлюков.

Ан-Насир так прочно держал в своих руках бразды правления, что после его смерти в 1341 г. не нашлось ни одного достаточно сильного эмира, который мог бы заменить его на этом посту. Верховная власть переходила к сменявшим друг друга нерешительным сыновьям и внукам ан-Насира. Проводимая им миролюбивая политика способствовала пополнению государственной казны, но вызывала у мамлюков пренебрежение к военной подготовке. Выросло целое поколение, не принимавшее участия в большой войне, что не могло не сказаться на могуществе государства, основанного на принципах военного господства.

Соперничество мамлюков в политической и культурной областях было под стать их любви к роскоши и грандиозным зданиям, которыми они украшали Каир.

В правление султана Хасана (1347-1361 гг.) вспыхнула чума, подорвавшая экономические основы Египта и значительно сократившая численность его населения. Опустели целые районы Каира, что тем не менее способствовало обогащению султана, которому переходило состояние жертв эпидемии. На эти-то средства Хасан начал строительство мечети, завершившееся в 1362 г. Она стала самым величественным сооружением эпохи мамлюков.

По всему Каиру строились десятки общественных фонтанов, соседствовавших обычно с начальными школами (куттаб). Арабский мыслитель Ибн Хальдун, умерший в Каире в 1406 г., так писал об этом городе: "Тот, кто не видел Каира, не знает величия ислама. Это столица вселенной, сад мира, человеческий муравейник, царский трон; это город, украшенный замками и дворцами, полный обителей, дервишей и училищ, освещённый светочами науки". В 1382 г. бывший раб-черкес Захир Сайф ад-Дин Баркук, вожак одного из мамлюкских отрядов, захватил власть и основал новую династию Бурджитов (или, по-другому, черкесских мамлюков). Начавшиеся в это время военные неудачи, а также преследования коптов и постоянная борьба за власть привели к постепенному ухудшению ситуации. Неудержимое наступление турецкого Османского султаната уничтожило последние остатки Византийской империи. В 1453 г. турки заняли Константинополь. Открытие португальцами морского пути в Индию лишило Египет важного источника доходов и существенно ослабило могущество мамлюков.

После двух побед, одержанных армиями османского султана Селима I, турки захватили Египет. В 1517 г. был казнён последний правитель из династии Бурджитов Ашраф Туманбей.

Черкесские Мамлюки

В течение 41 года после смерти ан-Насира 12 его потомков правили Египтом в качестве номинальных султанов. Однако в 1382 г. эмир Баркук (1382-1399 гг.) захватил власть и начал раздавать государственные посты своим соотечественникам-черкесам. Эта вторая династия мамлюков сохранила политическую систему своих предшественников. Но, привезённые в Египет уже юношами, черкесы имели четкое представление о том, как управлять системой в своих собственных интересах.

Не в состоянии дать отпор вторгшемуся в 1400 г. Тамерлану, черкесы беспомощно наблюдали, как новый среднеазиатский завоеватель разорял их провинцию Сирию. Повторявшиеся на протяжении XV столетия вспышки чумы сокращали ряды мамлюков, пополнение которых было и трудным и дорогостоящим делом. Угроза со стороны сильных соседей, постоянная фракционная борьба ещё больше опустошали казну, заставляя султанов проводить недальновидную экономическую политику чрезмерного налогообложения, снижения курса валюты и введения государственной монополии.

Несмотря на ухудшение военного и экономического положения, черкесские мамлюки продолжали строить. Искусный политик султан Кейтбей (1468-1495 гг.), сумевший сохранить на какое-то время престиж государства, уделял огромное внимание архитектуре. Его надгробный комплекс на Северном кладбище - самый изящный и изысканный из всех его сооружений.

Близорукость черкесов в военных вопросах, в частности нежелание принять на вооружение современные методы ведения боевых действий, привела к тяжелым последствиям. Будучи кавалерийской элитой, они презирали чёрный порох. В начале XVI в. у их основных противников, османских турок, на этот счёт было другое мнение. Когда две силы наконец сошлись в битве при Мардж-Дабик в 1516 г., мамлюки были буквально снесены с поля боя шквальным орудийным огнем. Вслед за этой победой османский султан Селим покорил мамлюкский султанат, и Каир стал провинциальной столицей новой мусульманской империи с центром в Стамбуле.

Отныне Египет становился провинцией Османской империи, управлявшейся из Стамбула, представителем которого на месте был паша (губернатор). Задача паши состояла в выколачивании налогов, поступавших в Турцию, и в назначении беев (высших чиновников), ответственных за поддержание порядка в стране. Османская империя, несмотря на свой пышный фасад, была слишком большой для того, чтобы ею могли эффективно управлять из Стамбула. Это позволяло наместникам - пашам и беям - несколько обособляться от центральной власти. Поражения, которые терпели турки от европейских армий, вынуждали султанов для покрытия издержек и расходов драть три шкуры с населения завоеванных стран. Понятно, что это приводило к усилению лихоимства чиновников и росту народного недовольства.

Весь XVIII в. в Египте правили паши, назначавшиеся из Стамбула. Этот период египетской истории получил название "бейликат". В это время мамлюкам удалось вернуть своё былое влияние в войсках и вновь стать подлинными хозяевами Египта. Однако постоянная борьба разных группировок за власть привела страну в состояние полной анархии. В 1786 г. из Стамбула в Египет отправилась специальная эскадра: турки хотели навести мало-мальский порядок в стране, но попытка закончилась неудачей.

Египет как провинция Османской империи

Ведя непрерывную войну с Ираном и христианским Западом, османы не имели возможности выгнать мамлюков из Египта. Вместо этого они решили включить их в правящую османскую элиту. Деятельность мамлюков контролировалась провинциальным правителем и янычарами (от турецкого yeniceri - "новое войско"). Была сохранена система бейтов, не возбранялся ввоз новых черкесских рабов, правда в меньшем количестве.

Хотя Каир утратил своё политическое значение, он всё ещё оставался важным торговым центром, несмотря на потерю экономических связей с Европой.

В XVII в. военные поражения привели Османскую империю к упадку. Безудержная инфляция, вызванная потоком испанского серебра из Нового Света, нарушила баланс сил в Египте. Власть переходила из рук в руки.

Мамлюк Али Бей аль-Кабир (1760-1772 гг.), устранивший конкурирующие бейты и янычар, стал эмиром Египта и получил титул "шейх аль-Балад". Он почти восстановил мамлюкскую империю, но был предан своим лейтенантом по имени Абу аль-Дахаб, который находился на секретной службе у османов.

Лишившись крепкого руководства, мамлюкский бейт распался, и Египет был ввергнут в опустошительную гражданскую войну, продолжавшуюся до 1791 г. Порядок в стране был восстановлен в результате победы Мурад-бея и Ибрагим-бея, однако её экономика всё ещё находилась в упадке. В то самое время, когда Египту требовалась передышка, чтобы окончательно залечить раны войны, он был оккупирован французскими войсками под предводительством Наполеона Бонапарта.

Экскурсии по Египту

Интересные, познавательные и увлекательные экскурсии по Египту на русском языке от местных гидов. Смотрите описания, цены, фотографии и заказывайте экскурсии онлайн!

Отели Каира

Карта расположения отелей, хостелов и апартаментов в Каире с возможностью онлайн бронирования номеров в заинтересовавшем вас объекте размещения. Используйте фильтры для подбора нужных вам параметров проживания.

Поиск туров в Египет

Поиск и бронирование авиабилетов в Каир

Календарь низких цен на авиабилеты в Каир

Календарь низких цен для поиска и бронирования дешёвых авиабилетов в Каир. Введите город отправления и город назначения или используйте те, которые уже указаны в календаре для поиска самых низких цен на авиабилеты в Каир.

Самые актуальные новости в нашем Telegram-канале Присоединяйтесь!