Суэцкий канал

Сегодня трудно представить себе карту Египта без тонкой голубой линии, соединяющей Средиземное и Красное моря. Тем не менее на протяжении веков эти моря были отделены друг от друга полосой пустыни шириной 150 км, которая заставляла корабли делать большой крюк, чтобы попасть из Атлантики в Индийский океан.

Суэцкий канал - судоходный, бесшлюзовый морской канал, соединяющий Красное море со Средиземным. Трасса канала проходит по Суэцкому перешейку в его наиболее пониженной и узкой части, пересекая ряд озёр, а также лагуну Мензала. Это одна из самых оживлённых судоходных артерий в мире. Он являет собой потрясающее зрелище гигантских кораблей, скользящих по пустыне. Этот путь обслуживает сегодня 15% всех мировых торговых перевозок и свыше 20% перевозок нефти. Для снабжения зоны канала водой из Нила прорыт пресноводный канал - Исмаилия. Доход Египта от пошлин за проход судов всех стран по каналу составляет ежегодно более 5 млрд. USD (2011 г.). Лучший способ увидеть канал - путешествие на корабле. Если это не получается, то можно предпринять небольшую поездку на поезде или на такси от Каира до Исмаилии. Жизнь на Суэцком канале сосредоточена вокруг трёх городов: Порт-Саида, Исмаилии и Суэца.

История Суэцкого канала

Проект соединения двух морей не нов. В Древнем Египте около II тыс. до н.э. был сооружён канал, соединяющий Нил и Красное море (так называемый Канал фараонов). В периоды упадка Древнего Египта канал приходил в запустение. Восстанавливался Птолемеем II (III в. до н.э.) и в римскую эпоху (носил название "Река Траяна"). После завоевания Египта арабами канал был в 642 г. вновь восстановлен, но в 776 г. его засыпали, чтобы направить торговлю через основные районы халифата. Планы восстановления канала, разрабатывавшиеся позднее (в 1569 г. по приказу визиря Османской империи Мехмеда Соколлу и французами во время египетской экспедиции Бонапарта в 1798-1801 гг.), не были осуществлены.

В XIX в. философы и учёные Франции, последователи Сен-Симона, стали страстными пропагандистами этого проекта, способного, по их мнению, объединить человечество в единую семью народов, избавив людей от войн. Среди тех, кто вынашивал идею создания канала, страстно её пропагандировал и защищал как стройку будущего, особого упоминания заслуживает Бартелеми Проспер Анфантен.

Канал должен был начинаться севернее Суэца и потом по прямой линии, пересекая озеро Тимсах и Горькие озёра, двигаться к Средиземному морю. Высадившись в 1833 г. в Египте, чтобы начать строительство канала, они столкнулись с противодействием со стороны Мухаммеда Али, который не считал строительство канала первоочередной задачей. Сенсимонистам не удалось убедить правителя, зато они сумели оказать сильное влияние на вице-консула Франции в Александрии Фердинанда де Лессепса. Сенсимонисты вернулись во Францию, а Лессепс задержался в Египте, где до 1838 г. служил консулом в Каире. Он пользовался поддержкой Мухаммеда Сайда, одного из членов королевского семейства. В 1854 г. Сайд стал хедивом Египта (Египет в то время был частью Османской империи). Лессепс, к тому времени находившийся уже во Франции, решил без промедления ехать к нему. Он убедил Сайда в пользе проекта и 30 ноября 1854 г. получил концессию (не утвержденную турецким султаном) на строительство Суэцкого канала.

Авторами проекта Суэцкого канала были итальянский (Негрелли) и французские (Линан и Мужель) инженеры. Строительством канала руководила созданная Лессепсом Всеобщая компания Суэцкого морского канала (Compagnie Universelle du Canal Maritime de Suez), которая юридически считалась египетским предприятием. Египетское правительство приобрело 44% всех акций (из 96517 акций Мухаммед Сайд купил 64000 акций). 53% были размещены во Франции, 3% в других странах. Россия через частных лиц скупила 24 тысячи акций, занимая третье место (после Франции и Австрии) по участию в прибылях от судоходства по каналу. По условиям концессии акционерам причиталось 75% прибылей, Египту 15%, основателям компании 10%.

Компания начала финансирование строительства канала. Лишь британцы, которые как раз больше всех выигрывали от скорейшего пути в Индию, не купили ни одной акции, хотя канал сокращал расстояние между Лондоном и Бомбеем на 7343 км. Британское правительство сделало всё, чтобы воспрепятствовать этому проекту. Оно осуждало его как физически невыполнимый, слишком дорогой и нерентабельный, полагая, что воду сразу впитают в себя раскаленные пески пустыни, а в расчётах Лессепса - грубая геодезическая ошибка, ибо уровень Красного моря на 9 метров выше уровня Средиземного, и цивилизация Европы погибнет под водою. Потом это мнение сменилось на то, что канал превратится в зловонную лужу. Между тем англичане быстро-быстро укладывали рельсы железнодорожной магистрали как раз неподалеку от будущего канала.

Англичане дотянули рельсы от Каира до Суэца в 1859 г. А в пасхальный день 25 апреля этого же года Лессепс взмахнул мотыгой на том самом месте, где сейчас шумит Порт-Саид, и строительство началось. Работы продолжались 10 лет (1859-1869 гг.) и проводились египетскими феллахами, которые набирались в принудительном порядке. Дневная норма каждого - два кубометра земли, которую в рогожных мешках или корзинах вытаскивали из русла будущего канала. Единственное, что дала рабочим передовая наука Европы, так это первый вариант экскаватора, на который сами европейцы глазели как на чудо. На Средиземном море, где начинался канал, в буквальном смысле слова из ничего возник Порт-Саид. Он построен на молу, защищающем канал от ила. Длина мола 7 км (это самый длинный мол в мире). Оттуда 25000 рабочих ездили к рабочим площадкам на юг, пока к 1863 г. не был сооружён специальный канал с пресной водой, который позволил, наконец, разбить лагеря по всему маршруту. Длина готового канала была равна 163 км. Через каждые 10 км была вырыта запасная бухта.

Открытие Суэцкого канала состоялось 17 ноября 1869 г. в Исмаилии и имело международное значение. Канал стал символом намерений Египта занять достойное место в мире, символом современной страны, находящейся на границе между Востоком и Западом. Исмаил-паша, ставший хедивом Египта после смерти Мухаммеда Сайда, пригласил на празднование события, изменившего карту мира, всех коронованных особ цивилизованного мира, артистов и учёных. В числе гостей были французская императрица Евгения, австрийский император Франц-Иосиф, голландские принц и принцесса, прусский принц, писатели Эмиль Золя, Теофиль Готье, Генрик Ибсен. Россия тоже не осталась безучастна к этому важному событию. На торжествах присутствовали граф Николай Игнатьев, посол в Турции, писатель Владимир Соллогуб, художник Айвазовский и другие известные соотечественники. Для 6000 гостей были приглашены 500 поваров и 1000 лакеев. 48 украшенных флагами кораблей прибыли в Порт-Саид, а потом эта мощная флотилия двинулась через канал. Множество людей из разных стран толпились на берегу озера Тимсах. В половине шестого появился корабль под французским флагом. С борта корабля французская императрица Евгения и Фердинанд де Лессепс приветствовали встречающих их людей. "Орёл" - первое судно, которое прошло по Суэцкому каналу из Средиземного моря в Красное.

В ознаменование открытия Суэцкого канала хедив приказал построить множество дворцов, в том числе Мариотт (Marriott) в Каире, дорогу к пирамидам и Каирскую оперу. Верди приступил к написанию оперы "Аида", рассказывающей историю египетской принцессы. Но к 1869 г. Верди не успел её дописать, и на открытии канала исполняли другую оперу того же Верди. Премьера "Аиды" в Каире состоялась двумя годами позже.

Огромные расходы на строительство канала осложнили экономическое положение Египта. Пользуясь этим, британское правительство в 1875 г. купило у Исмаила-паши египетскую долю акций Суэцкого канала. В 1880 г. египетское правительство оказалось вынужденным продать и своё право на 15% прибыли от Суэцкого канала. Египет был отстранён от управления каналом и участия в прибылях. После оккупации в 1882 г. Египта английскими войсками канал стал главной британской военной базой на Ближнем Востоке. В 1888 г. в Стамбуле была заключена международная конвенция об обеспечении свободы плавания по Суэцкому каналу.

Концессия, выданная Лессепсу, была не вечной (на 99 лет, после чего она переходил в собственность египетского правительства), она должна была истечь в 1968 году. Но за 12 лет до окончания срока, 26 июля 1956 г., президент Насер, который стремился найти деньги на строительство высотной плотины в Асуане, принял решение о национализации Суэцкого канала. В 1955 г., перед национализацией канала, компания выплатила акционерам 12,4 млрд франков прибылей. В то же время Египту, на территории которого находится канал и который предоставил рабочую силу для его постройки, было выплачено всего 1,1 млрд франков. Насер заявил об этом совершенно неожиданно в своём знаменитом выступлении в Александрии. Акционерам национализированной компании предлагалась выплата компенсации. Тогда Франция и Великобритания предприняли военные действия, чтобы воспротивиться "ограблению", как они называли эту акцию. В Европе Насера представили как "Гитлера с берегов Нила", которого надо обезвредить. Но под давлением Советского Союза и США Франция и Великобритания были вынуждены прекратить "крестовый поход". Совет Безопасности ООН признал суверенитет Египта над Суэцким каналом. После национализации канала иностранцы покинули Порт-Саид. Египтяне стали сами организовывать навигацию, обслуживать суда, производить ремонт.

Но история с Суэцким каналом на этом не закончилась. В октябре 1956 г. Великобритания и Франция, при участии Израиля, прибегли к прямой интервенции против Египта. Из-за канала в 1967-м и 1973 гг. Египет столкнулся с Израилем. Тогда израильские войска захватили Синайский полуостров и вышли на восточный берег Суэцкого канала. На шесть с половиной лет канал был закрыт.

Нынешний Суэцкий канал - совсем не тот, что был при строительстве в XIX в. Его общая длина 172 км, в том числе собственно канал - около 160 км, а искусственно углубленные подходные форватеры со стороны Средиземного и Красного морей соответственно 9 и 3 км. Русло канала несколько раз расширяли и углубляли. Ныне его ширина 350 м, глубина 20 м. Через канал могут проходить суда водоизмещением 265 тыс. т. Среднее время, затрачиваемое на проход судов через канал, - 11 часов. Через канал каждые сутки проходит более 50 судов. В районе Порт-Саида, как и в трёх других местах, канал раздваивается, чтобы обеспечить двустороннее движение судов. В 1990-х гг. под каналом в районе города Суэц построен туннель.

Суэц

Город Суэц известен как торговый порт начиная с VII в. Это один из крупнейших портов Египта. Хотя Суэц представляет мало интересного с туристической точки зрения, его тем не менее можно использовать как удобный и комфортабельный перевалочный пункт. Кстати, это место издавна было традиционной остановкой паломников, направлявшихся в Мекку. Суэц был разрушен на 80% во время бомбардировок израильтян. На некоторых фасадах до сих пор сохранились следы от пуль и снарядов. Новая планировка города, строительство которого финансировали страны Персидского залива, лишила Суэц восточного своеобразия. За исключением нескольких узких и извилистых улиц в центре, Суэц такой же, как и все современные города: широкие проспекты, обрамлённые земляными насыпями, пересекающиеся под прямым углом. Изрыгающие огонь нефтеперерабатывающие заводы, к которым тянется множество трубопроводов, не украшают город с 600-тысячным населением.

Экскурсии по Египту

Интересные, познавательные и увлекательные экскурсии по Египту на русском языке от местных гидов. Смотрите описания, цены, фотографии и заказывайте экскурсии онлайн!

Отели Суэца

Карта расположения отелей, хостелов и апартаментов в Суэце с возможностью онлайн бронирования номеров в заинтересовавшем вас объекте размещения. Используйте фильтры для подбора нужных вам параметров проживания.

Поиск туров в Египет

Поиск и бронирование авиабилетов в Каир

Календарь низких цен на авиабилеты в Каир

Календарь низких цен для поиска и бронирования дешёвых авиабилетов в Каир. Введите город отправления и город назначения или используйте те, которые уже указаны в календаре для поиска самых низких цен на авиабилеты в Каир.