Праздники Индии

Индия богата праздниками. Наряду с религиозными праздниками в стране отмечаются и национальные. Индийские праздники отмечаются по солнечному и по лунному календарю и дата их проведения ежегодно меняется.

Январь

Понгал

В январе в южно-индийских штатах Тамилнаду, Карнатака, Андхра-Прадеш отмечают праздник Понгал. Он совпадает с началом уборки урожая и окончанием в Южной Индии северо-восточного муссона. Основной церемонией считается приготовление трапезы из риса нового урожая. Понгал означает "подъём" или всплывание риса, вывариваемого в молоке. Праздник продолжается три дня. Первый день - Бхоги-Понгал, празднуется в кругу семьи. Во второй день - Сурья-Понгал - приносят Солнцу подношения рисом. Третий день праздника называется Мату-Понгал или Понгал скота, когда домашний скот моют, рога животных полируют и раскрашивают. Затем устраиваются корриды. К рогам быков привязывают мешок с деньгами или красную тряпку. Смельчаки могут попытать своё счастье - нужно либо сорвать денежный мешок, либо привязать свирепого быка к дереву. Тогда наградой смельчаку станет золотое кольцо.

В январе часто проходят национальные и международные кинофестивали.

1 января - Новый год (Нае-сал-ка-дин)

В этот день в церквях звонят колокола, а в портах международного значения - Мумбае (Бомбей), Колкате (Калькутта), Ченнае (Мадрас) и Кочине - ровно в полночь теплоходные гудки возвещают о начале нового года. Некоторые организации в Индии устраивают новогодние балы и банкеты. Центры празднования - Керала и Гоа.

26 января - День Республики (Гантантра Дивас)

Основной национальный праздник Индии, который отмечает большинство населения страны. В столицах всех штатов и в Дели организуются праздничные процессии. В дели проходит шествие по центральному проспекту Раджпатх от Президентского дворца к Воротам Индии. Этой процессии предшествует торжественный церемониал прибытия на Раджпатх президента и премьер-министра страны, а также военный парад войск столичного гарнизона, в ходе которого демонстрируется современное вооружение, а над Площадью Победы - Виджай-Човк проносятся эскадрильи самолётов индийских ВВС. На второй день праздника 27 и 28 января на национальном стадионе проводится фестиваль народных танцев, в котором участвуют представители всех штатов Индии и союзных территорий. 28 и 29 января на площади Виджай-Човк, в присутствии руководителей правительства и членов дипломатического корпуса, происходит церемония "Beating Retreat" или "Сигнал отбоя", в которой участвуют гвардейцы президентской охраны в живописных мундирах чуть ли не времён наполеоновских войн. День Республики считается выходным - все учреждения, предприятия и магазины закрыты.

Февраль

Праздник Шиваратри

Шиваратри или Махашиваратри означает "великая ночь Шивы", праздник в честь бога Шивы, одного из трёх главных божеств индуистского пантеона. В разговорном языке слово "шиваратри" означает - "бессонная ночь", и для того, чтобы не уснуть, верущие устраивают в храмах и на площадях "катха": чтение вслух историй, прославляющих Шиву, священных текстов, пение гимнов в честь этого бога. Этот праздник отмечается шиваитами каждое новолуние. Дата праздника колеблется в промежутке от февраля до апреля. В пуранах (сборниках старинных законов и обычаев, основанных на мифах и преданиях) с Шивой связан миф о невежественном и ритуально нечистом охотнике-аборигене, который в святую ночь шёл мимо храма Шивы, передразнивая повторявшееся в песнопениях имя бога. Накануне он не встретил добычи и в ту ночь был голодным. Для ночлега он выбрал дерево бэль (бильва) и, повторяя запомнившиеся слова "Шива, Шива", он стряхнул несколько листьев на камень под деревом, который оказался заброшенным в лесу лингамом - символом Шивы. Так дикий охотник, сам того не сознавая, выполнил все главные ритуалы, совершение которых предписывается в эту ночь шиваитам - пост, повторение имени Шивы, осыпание лингама листьями дерева бэль. Тем самым охотник искупил все свои грехи и был сразу же вознесён в небесную обитель Шивы.

Тем, кто бодрствует во время Шиваратри, в пуранах обещано материальное процветание в земной жизни и место в раю после смерти, а тот кто заснёт в эту ночь, обречён на разорение и пребывание в аду. Следует, что большинство шиваитов проживают в Бенгалии и на Юге. Однако и в Дели в эту ночь можно увидеть горящие во многих домах огоньки и услышать раздающееся из украшенных цветочными гирляндами храмов пение гимнов, прославляющих грозного бога и добродетельного охотника.

4 февраля - день рождения Свами Вивекананды

Вивекананда Свами - (1869-1902 гг.), выдающийся религиозно-общественный деятель. Домонашеское имя - Нирендранатх Дата. Родился в Калькутте в семье преуспевающего адвоката из касты каястха (кшатрий). Учился в школе известного реформатора и просветителя Видьясагара. В 1879 году поступил в христианский миссионерский колледж. В 1881 году происходит его встреча с Рамакришной, но сблизиться с ним ему удалось не сразу - он спорил, требовал доказательств, не соглашался с аргументацией учителя. Позднее Вивекананда признавался: "Я пришёл к Рамакришне и полюбил этого человека, но я ненавидел все его идеи, и в течение шести лет я упорно сражался с ним. После смерти Рамакришны Вивекананда возглавляет сообщество его учеников. Через два года он пешком странствует по Индии и достигает самой южной точки страны - мыса Коморин (Каньякумари). На одиноко стоящей в море скале в процессе медитации Вивекананда приходит к важной мысли о бесполезности странствий святых и о необходимости направить усилия на пробуждение народа. Там же он принимает решение уехать в США на Всемирный конгресс религий, чтобы привлечь внимание мировой общественности к положению бедняков в Индии. Его выступление на конгрессе сделало его имя известным во всей Америке. Он остаётся в США, ездит с лекциями и пытается собрать деньги в фонд голодающих в Индии, посещает Великобританию и Францию, где пропагандирует веданту. В 1896 году он вернулся в Индию, и создал религиозно-общественную организацию "Миссия Рамакришны". Умер в возрасте 39 лет.

17 февраля - Васант Панчами

Васант Пачами - праздник в честь богини Сарасвати. В индуизме Сарасвати - покровительница учёных, деятелей искусства и культуры. В этот день на алтарь богини люди возлагают книги, музыкальные инструменты и кисти художников. Сарасвати всегда изображают за игрой на знаменитом индийском музыкальном инструменте - вине. Поскольку богиня Сарасвати является олицетворением изысканной утончённости, в день праздника вы не увидете никаких пышных церемоний и уличных сцен, характерных для индуистских праздников. В Бенгалии существует обычай: в конце праздника торжественная процессия переносит изображение Сарасвати к реке, чтобы предать воде. Центры празднования - Западная Бенгалия, Мадхья-Прадеш, Северная Индия.

Март

Холи

Холи, праздник наступления весны, самый красочный из индуистских праздников. Холи празднуется два дня (конец февраля - начало марта), а подготовка идёт за полмесяца вперёд: повсюду на улицах продаются разноцветные краски, яркие упаковки петард и фейерверков. В эти дни вся страна переполняется весельем, брызгами разноцветных красок из бутылок, вёдер, велосипедных насосов. Повсюду крики и визг, смех, юморины. Люди обливают дру друга красками, и поэтому не рекомендуется появляться на улицах в новой одежде - краски не всегда отмываются без следа. Если вы в этот праздник едете в машине, то рекомендуется закрывать окна, иначе уличные мальчишки могут запустить в салон пузыри, наполненные краской, и испортить его. Обижаться на них в этот день не принято. Во время Холи главными божествами почитания являются бог любви Кама и восьмое воплощение бога Вишну - Кришна. Центры празднования - Северная Индия.

21 марта

Новый год у бахаистов.

21-22 марта - Навруз

Навруз (Джамшед навроз), Новый год у зороастрийцев, начинающийся в день весеннего солнцестояния. Празднование парсами Нового года уходит корнями во времена персидского царя Джамшеда, создавшего вино и систематизировавшего календарь. Он ввёл в персидский календарь счёт по солнечным месяцам и постановил начинать отсчёт каждого нового года с того дня, когда Солнце входит в знак Овена. Этот день получил название Навроз или Джамшед Навроз и отмечался в Древней Персии пышными пирами с обильными возлияниями вина. Центры празднования - Гуджарат, Махараштра.

Март-апрель

Махавира Джаянти

Махавира Джаянти - день рождения основателя джайнизма. Титулом Махавира или "Великий герой" называли Вардхаману, основателя учения джайнов, который, согласно традиции, был не первым, а двадцать четвёртым вероучителем - тиртханкаром, провозгласившим учение победителей. Санскритское название религии джайна-дхарма, или учение победителей, происходит от слова "джина" - "победитель", тот, кто победил свою карму и вышел из круговорота жизни и смерти. Биография Вардхаманы во многом схожа с описанием жизни Будды. Он родился в Вайшали (современный Бихар) в 599 году до н.э. в царской семье. Его юность не была омрачена никакими тяготами. Он получил прекрасное образование, в положенное время женился, у него родилась дочь. В возрасте тридцати лет, после смерти родителей, он покинул родительский дом и стал отшельником. 12 лет он бродил по Индии нищим странником-аскетом, не задерживаясь нигде более ночи, подвергал свою плоть самоистязаниям, занимался медитацией. На тринадцатом году, под деревом Ашока на холме Парванатха, он обрёл высшее знание - кеваладжняна и стал победителем кармы, предначертаний судьбы - Джиной. Своё земное существование он окончил на 72-м году жизни, в 468 г. до н.э. в местечке Пава.

В этот день в Дели, в главном джайнистском храме - Дигамбра - идут чтения молитв.

21 апреля - Рама Навами

Праздник Рама Навами в честь дня рождения седьмого воплощения могущественного Вишну - царевича Рамы, героя эпоса "Рамаяна". Рама особенно популярен в штате Уттар-Прадеш, поскольку, на территории этого штата когда-то существовала столица Айодхья, где правил Рама. Царевич родился в полдень, поэтому на восходе солнца во всех вишнуистских храмах в колыбель кладут кокосовый орех и в полдень жрецы объявляют о рождении Рамы. Перед праздником, в течение восьми дней, во всех храмах Индии жрецы читают эпос на уличных сценах, по телевизору идут представления эпизодов из "Рамаяны", а в штате Уттар-Прадеш можно увидеть танцы и сжигание чучел демонов-сообщников - Раваны, Кумбхакарны и Мегханда, похитивших Ситу, жену Рамы. Поиски и освобождение царевны и составляют основу сюжета "Рамаяны". Повсюду слышны ритмические скандирования "Рам, Рам, Рам".

Апрель-май

Будда Джаянти

Будда Джаянти или День рождения Будды, основной праздник буддистов. Основатель буддизма принц Сиддхартха из рода кшатриев родился в день полнолуния индусского месяца байсакх в 566 году до н.э. В связи с этим, Будда Джаянти всегда отмечается в этот день, который приходится либо на вторую половину апреля, либо на первую половину мая. Согласно преданию, просветление Будды, а позднее смерть его произошли в тот же день, поэтому в день полнолуния Байсакх отмечаются три важные даты в жизни Будды. Мать Будды умерла на седьмой день после родов, и воспитание маленького Сиддхарты взяла на себя его тётя Праджпати. По обычаю того времени, Сиддхарта на девятнадцатом году был обвенчан с двоюродной сестрой Язодхарой. На десятом году супружества у него родился сын Рахула. Рождение сына было последним толчком, заставившим его привести в исполнение давно назревшее решение - разгадать тайну смысла бытия и стать отшельником. Так, ночью, без прощания он оставляет жену и новорожденного сына, и один со своим возницей отправляется в путь. Далее он дарит вознице все свои украшения и поручает ему передать родным весть о своём решении. После этого он коротко обрезает свои волосы, меняет богатые одежды на платье прохожего нищего и отправляется в царство Магадха, вблизи столицы которого в скалистых пещерах жили отшельники. Он присоединился к ним в надежде узнать у них смысл великой загадки бытия. Однако метафизика брахманов не смогла удовлетворить его пытливый ум, и он отправился к лесам Урувелы, где, посвятив себя самому строгому аскетизму, уже жили пять других отшельников. В течение шести лет он превосходит всех своих товарищей в беспощадном умерщвлении своей плоти, и от прежнего Сиддхарты, полного красоты и сил, остаётся только одна тень. Наконец слабость доводит его до обморока и после того, как он пришёл в себя, он решает оставить избранный им путь. Он начал вновь принимать пищу, но теряет веру и уважение своих пяти товарищей. Они оставляют его и отправляются в священный город Бенарес. Сиддхарте предстояла сильная душевная борьба. И на берегах Наиранджары на него сходит благодать познания. Семь дней Будда пребывает в возвышенной ясности духа, в блаженном просветлении под священной смоковницей - дерево Бо - древо познания. На санскрите - боддхи. Находятся два добрых человека, которые приносят ему рисовые лепёшки и мёд, и он даёт им взамен своё учение. Далее Будда идёт в тот лес, где пребывают его прежние пять товарищей, и излагает им в "Бенаресской проповеди" основы своего учения: ни радости жизни, ни умерщвление плоти не могут привести к цели, к ней ведёт только средний путь. Он излагает им истину о страдании и восьмикратный путь к спасению. В чём же состояла истина, открывшаяся Гаутаме в ту ночь: страдание присуще жизни, страдание имеет причину, устранение причины страдания ведёт к его прекращению, устранение причины страдания достигается праведной жизнью. Вот эту праведную жизнь и стал проповедовать Будда, вернувшись в большие города.

Демократизм новой религии, которая провозглашала, что самый ничтожный из неприкасаемых имеет такие же шансы обрести нирвану или избавление от страданий и соединение с богом, как и самый видный из брахманов, обеспечили буддизму колоссальный успех. В течение 45 лет после того, как на него снизошло озарение, Будда странствовал, однако тяжёлая болезнь впервые напомнила ему о близости кончины. Будда сам себе предсказал, что его кончина наступит через три месяца. Он отправляется со своим любимым учеником, двоюродным братом Анандой в Паву, где в гостях у кузнеца Кунды, в обществе других монахов, он за трапезой вкушает испорченное кабанье мясо, после чего заболевает. Он обращается к окружающим с последними своими словами: "Истинно, о, монахи, говорю вам: тленно всё существующее, стремитесь без устали к совершенству". После этого он обрёл нирвану. Центры празднования - Сарнатх, Бодх-Гая, Бихар.

14 апреля - Байсакхи

Байсакхи - один из основных праздников сикхизма. Именно в этот день гуру Гобинд Сингх ввёл обряд крещения мечом и основал военнизированную общину сикхов - хальсу. В этот день каждый сикх должен посетить гурудвару или Золотой храм в Амритсаре. Во времена могольских императоров сикхи подвергались гонениям, и в день Байсакха Золотой храм в Амритсаре патрулировался императорской гвардией. Императоры знали, что в этот праздник религиозным долгом сикха должно быть посещение храма, и старались схватить "главарей бунтовщиков". Отважные сикхи считали долгом чести пробраться сквозь кордон солдат, окунуться в священном пруду и благополучно выбраться из города. Золотой храм часто становился местом обильных кровопролитий. В наши дни в этот день тысячи сикхов собираются в Золотом храме, чтобы совершить омовение в "пруду бессмертия".

Ид-ул-Азха

Ид-ул-Азха (Ид-ул-Зуха, Бакр-ид) - праздник жертвоприношения, один из двух главных праздников мусульман. Центры празднования - по всей Индии.

Май-июнь

Ид-е-Милад

Ид-е-Милад (Мавлид аль-Наби) - День рождения Пророка Мухаммеда.

Мухаррам

Мухаррам (Таджийя) - День траура у индийских мусульман-шиитов.

Июль-август

Ракхи Пурнима

Праздник Ракхи Пурнима, празднуемый в полнолуние на берегах рек, озёр, прудов и моря. В эту ночь в качестве подношения морскому богу Варуне принято бросать кокосовые орехи, из-за чего этот праздник имеет второе название - Карали Пурнима - "кокосовое полнолуние". Для индусов кокос является религиозным символом благодаря трём глазкам, которые воспринимаются как знак Шивы, имеющего третий глаз. Любопытно, что традиция разбивания кокоса на церемониях пуска заводов, спуске на воду кораблей, закладке зданий и вообще, перед началом какого-либо дела, является доброй приметой. Ракхи Пурнима является важнейшим праздником для высших каст: в этот день проводится церемония замены священного шнура (старого на новый) - принадлежности к брахманству.

Гокул Аштами

Праздник Гокул Аштами (Джанмаштами или "рождение на восьмой день") - вишнуистский праздник, устраиваемый в честь дня рождения Кришны - восьмого воплощения бога Вишну - хранителя Вселенной.

15 августа - День Независимости

День Независимости (Сватантрата Дивас) - национальный праздник. В этот день в 1947 году над стенами Красного форта в Дели первый премьер-министр страны Джавахарлал Неру при огромном стечении народа поднял трёхцветный флаг независимой Индии. Вплоть до провозглашения Индии Республикой в 1950 году День Независимости был единственным национальным праздником, официальным выходным днём всех правительственных учреждений, частных промышленных и торговых предприятий. В те годы (1947-1949 гг.) по случаю этого праздника в столице также проводился военный парад.

В этот день 15 августа рано утром, с 7 до 8 часов, в Индии проводится церемония, на которой присутствуют руководящие деятели правительства, парламентарии, ветераны национально-освободительной борьбы, члены дипломатического корпуса, представители общественности. Многотысячные толпы по обеим сторонам улиц Нетаджи Субхаш Чандра Бос Марг, Бахадур-Шах Зафар Марг, Тилак Марг и Радж Патх, по которым проходит маршрут следования к Красному форту машины премьер-министра, приветствуют проходящий кортеж правительственных автомобилей, а затем по радиоприёмникам и через установленные на машинах громкоговорители слушают речь главы индийского правительства. Обычно этой речи придаётся особое значение: правительство использует её для подведения итогов прошедшего года, оценки текущего момента, объявления основных внешне- и внутриполитических целей на ближайшее время. Кроме того, накануне Дня Независимости с посланием к гражданам Индии обращается президент страны. В Президентском дворце проводится большой официальный приём.

Церемония поднятия флага проводится в этот день во многих городах и даже деревнях страны. Традиционным является и ритуал произнесения речей местными политическими деятелями. По случаю Дня Независимости губернаторами штатов устраиваются праздничные приёмы. Торжественные собрания организует также ряд полуправительственных и общественных организаций.

Август-сентябрь

Ганеша-чатуртхи

Праздник Ганеша-чатуртхи (Винаяка), День рождения слоновоголового бога Ганеша - бога мудрости и изобилия. Рождение Ганеши излагается в мифах по-разному. Известна история о том, как Парвати (жена бога Шивы) слепила из грязи и благовоний человека и, омыв его в водах Ганга, поставила перед входом в свои покои. Когда появился Шива, то новый страж преградил ему путь. Шива в гневе отрубил ему голову. Увидев, что Парвати в отчаянии, он обещал ей приладить к туловищу голову того, кто первым попадётся ему на глаза. Таковым оказался слон. В день Ганеша-чатуртхи индусы приносят слоноголовому богу фрукты, молоко и специально выпекаемые пироги. В штате Махараштра праздник Ганеша-чатуртхи отмечают в течение десяти дней, и специально к этому празднику лепится из глины множество изображений Ганеши, которых после церемоний поклонения, молитв и подношений в сопровождении многолюдных процессий переносят на берег реки или озера и после краткой церемонии прощания их погружают в воды. В столице штата Мумбае изготавливают тысячи таких изображений и продают их для семейных церемоний. В кварталах большинство людей приобретают в складчину изображение бога в человеческий рост, водружают его на временный алтарь в каком-нибудь подходящем месте прямо на улице и в течение трёх дней поклоняются ему, распевают гимны и приносят пищу. В день погружения изображений божеств в воду набережная Мумбая заполняется людьми. Все дороги запружены процессиями, во главе которых - где на колеснице, гдена автомобиле, а где и на плечах верующих - изображение или статуэтка бога Ганеши движется к месту своего погружения. Во многих домах индийцев можно увидеть статуэтки Ганеши, сделанные из бронзы, дерева или кости. Индийцы считают хорошей приметой, уходя утром на работу, погладить слоноголового бога по животу.

Пхулвалон ки сейр

Пхулвалон ки сейр или Сейр-э-Гульфарошах - карнавал цветов, отмечаемый с середины XVI века. Инициатором был Мохаммед Шах Рангила, один из последних могольских императоров, страстный поклонник цветов. Это - сугубо делийское торжество, отмечаемое индийцами в деревне Мехраули, на окраине Дели. Здесь находится могила мусульманского святого Бахтияра Каки и старинный храм индусской богини Йогмайи. Вэтот день люди несут сюда огромные веера из пальмовых листьев, украшенных различными цветами. Религиозная суть этого праздника - задобрить богов цветочными дарами и обеспечить хороший цветочный бизнес на будущий год. Праздник цветов был запрещён в 1942 году английскими властями и возрождён 22 августа 1953 года при участии Джавахарлала Неру.

Кхордал Сал

Кхордал Сал - День рождения Заратуштры - основной праздник общины парсов.

Сентябрь-октябрь

Дашахра

Дашахра (Дуссера, Душера, Дурга-пуджа) - день поклонения Деви, один из самых популярных праздников. Дашахра приблизительно соответствует осеннему равноденствию, отмечается почти по всей Индии в первые 10 дней светлой половины месяца Ашвин (начало октября). Этот праздник известен также как Дурга Пуджа (поклонение Дурге), Дурготсава (праздник Дурги) и Наваратри (девять ночей), - и является одним из важнейших индуистских праздников. Дашахра примерно совпадает с окончанием сезона дождей, когда, согласно мифологии, боги пробуждаются от сна и возобновляют борьбу с демонами, а люди возобновляют надолго прерванную сельскохозяйственную и военную деятельность. Отсюда такой важный элемент праздника Дашахра как аюда-пуджа - почитание всевозможных сельскохозяйственных орудий и оружия. В архаической Индии лицом, ответственным за плодородие и военное благополучие страны являлся царь и, с тех времён праздник Дашахра носит характер царского, вообще кшатрийского (военного) праздника. В Северной Индии и, особенно в Дели, распространён культ Рамы как аватары (воплощения) бога Вишну, и праздник Дашахра празднуется в память об этом правителе. Легенда гласит, что во время битвы за Ланку (остров Цейлон) с демоном Раваной царь Рама сумел умилостивить Дургу, и богиня даровала ему победу. Рама молился и постился семь дней, и на восьмой день сумел убить Равану. На девятый день царь Рама принёс богине благодарственную жертву, а на десятый пустился с возлюбленной женой Ситой и друзьями в обратный путь в родную страну Айодхью. Частью праздника Дашахра является Рамлила - драматическое представление артистами Индийского центра искусств на темы "Рамаяны", которое завершается сожжением гигантских чучел демона Раваны и его братьев. В Дели праздник Рамлила очень популярен и устраивается обычно в нескольких местах сразу - наиболее известно представление, организуемое при огромном стечении народа на Ramlila Ground (Рамлила Граунд).

В некоторых районах Индии девять ночей праздника распределяются поровну между тремя главными индийскими богинями: Дурга почитается первые три ночи, в следующие три почитают - Лакшми, и последние три дня посвящаются Сарасвати, которая является богиней искусств и учёности. В эти три дня на алтарях оказываются книги и ручки.

2 октября - Ганди Джаянти

Общенациональный праздник Ганди Джаянти - День Рождения Махатмы Ганди (1869-1948 гг.), выдающегося политического, общественного деятеля, лидера национально-освободительного движения. Мохандас Карамчанд Ганди родился в городе Порбандар, штат Гуджарат. Он принадлежал к варне вайшьев, но был исключён из касты за несовершение очистительных обрядов. В Великобритании он получил юридическое образование. В 1893 году он отправился в Южную Африку, где в течение 21 года занимался адвокатской практикой и участвовал в борьбе за демократические права наёмных рабочих, выходцев из Индии. Притеснения со стороны расистов потрясли Ганди. Именно в Южной Африке он проявил себя как организатор массового движения. В 1915 году Ганди вернулся в Индию и вступил в партию Индийский Национальный Конгресс. В последующие годы он организовывает ряд массовых выступлений в различных районах Индии. Основным инструментом его борьбы стала сатьяграха - тактика ненасильственных массовых выступлений против властей. Борьба с неприкасаемостью и проповедь ненасилия - наиболее важные стороны его религиозного реформаторства. Одной из частей компании ненасилия был бойкот английских товаров. Ганди придавал большое значение поощрению отечественного производства "свадеши" - ремёсел, ручного ткачества, прядения и ношения одежды из домотканой материи "кхади". Прядение для Ганди приобрело характер ритуала, а ручная прялка "чаркха" долгие годы была символом партии ИНК. Ганди достиг своей цели - в 1947 году Индия обрела независимость, но страна была разделена на два государства и последующие религиозные волнения между индусами и мусульманами потрясли его. Он начал борьбу против религиозного шовинизма, однако 30 января 1948 года, когда Ганди приехал для совершения молитвы в дом промышленника и филантропа Бирлы в Нью-Дели, индусский фанатик Натхурам Годсе убил его, выстрелив несколько раз. Сегодня улица, на которой расположен бывший дом Бирлы, называется "Тис джанвари марг" или "улица 30 января".

Октябрь-ноябрь

Дивали

Дивали (Дипавали, Банди Кхор Дивас) - праздник огней (от слова дивья - "огонёк" или дипавли - "ряд светильников"), приблизительно приурочен ко времени осеннего равноденствия и сбора осеннего урожая. Перед Дивали в Индии наступает сезон дождей, которые очищают все города от грязи, а жители Индии начинают ремонтировать свои жилища. После того, как дожди прекратятся, начинается подготовка к празднику. Все улицы украшены, а самыми главными магазинами становятся те, в которых продаются статуэтки бога Ганеши (бога случая) и богини Лакшми (богиня богатства).

Дивали отмечается в новолуние месяца карттика (примерно октябрь-ноябрь), и главной его особенностью является использование иллюминации и светильников, которые рядами развешиваются на крышах и выступах зданий, либо люди пускают их плыть по воде. В настоящее время используются хлопушки, бенгальские огни, фейерверки.

Первый день Дивали носит название Дхан Терас, или "поклонение богатству". В этот день бог Ганеша уничтожил демона Дханасура, который порождает в человеке страсть к деньгам. В этот день люди чистят места хранения пищевых продуктов, места для мусора и туалеты, торговцы приводят в порядок лавки, совершают обряд поклонения приходно-расходным книгам и кучке серебряных монет - для них этот день становится началом нового делового года.

На следующий день наступает праздник Нарак Чаудас, когда люди поклоняются богу Кришне, уничтожившего Наркасура - демона, поощрявшего людские грехи. Этот день также известен как малый Дивали.

Третий день празднеств отведён для совершения пуджи или молитвы богине богатства Лакшми. Считается, что богиня Лакшми посещает лишь те дома, где чисто прибрано, где ярко горят свечи и светильники. Их обитателей, совершающих вечером этого дня пуджу, богиня удостаивает своего благословения, которое способно сделать бедняка преуспевающим богачом.

В четвёртый день индусы поклоняются Бали - царю Асуров. В штате Махараштра культ Бали особенно распространён. Там изготавливаются чучела Бали, которым подносят дары: фрукты, цветы и т.п. Церемонии подношения даров происходит под аккомпанемент старинных гимнов, в которых есть такие слова: "Да сгинут все невзгоды, да придёт царствие Бали".

Пятый, последний день праздника Дивали, называется Бхаи Дудж. В этот день братья дарят своим сёстрам подарки и сладости. За совместной трапезой, для которой готовятся самые лакомые блюда, собираются все члены семьи.

Последний день - самый шумный, весёлый и хлопотливый. Вечером повсюду зажигаются огни и начинаются фейерверки, пускаются ракеты и петарды. В некоторых районах, в день Дивали совершаются обряды, призванные обеспечить плодородие скота или исцелить женщин от бесплодия. Считается, что души умерших посещают в ночь Дивали свои дома. Иногда на вторую ночь праздника приходится Каларатри - "чёрная ночь" господства злых духов и ведьм. Огни и светильники в праздник несут функцию отпугивания злых духов. Широко распространена ритуальная игра в кости, результат которой расценивается как предсказание счастья или несчастья в предстоящем году. Во многих областях Дивали считается праздником в честь богини счастья Лакшми. В Дели Дивали отмечается повсеместно, но наиболее зрелищные иллюминации устраиваются в храме Лакшми-Нараяна (Бирла Мандир) и в торговом центре Connaught Place (Коннот-Плейс или Раджив-Чоук).

Аннакут

Аннакут или Бесту Варш - Новый Год по индуистскому календарю.

Ноябрь

В ноябре начинается священный месяц Рамадан у мусульман.

12 ноября

День рождения основоположника бахаизма Баха-Уллы.

14 ноября

День Детей и День рождения Джавахарлала Неру.

19 ноября

День рождения Индиры Ганди и Дев Девали (Трипурари Пурнима), праздник в честь Шивы, день внутреннего очищения.

Декабрь

Рамазан-Ид

Рамазан-Ид или Ид-уль-Фитр - праздник окончания месяца Рамадан. Это мусульманский праздник разговения. В этот день мусульмане собираются на открытых площадях и в мечетях для всеобщей молитвы, перед которой каждый верующий должен раздать милостыню бедным и облачиться в чистые одежды.

25 декабря - Рождество

Празднуется по всей Индии, и в церквях проходят рождественские службы.

Фестивали

В Индии огромное количество красочных народных фестивалей и празднеств. Каждый день в каком-либо населённом пункте страны обязательно проходят какие-то фольклорные, танцевальные и музыкальные представления, выставки, ярмарки ремёсел и кулинарии.

Январь

  • Парад в Дели по случаю Дня Республики
  • Водный фестиваль и Фестиваль слонов в Керале
  • Каскад празднеств во время крестьянского праздника Лори
  • Международный фестиваль воздушных змеев в Ахмадабаде

Февраль

  • Парад карнавальных автомобилей в Мадурае Тамилнаде
  • Неделя йоги в Ришикеше и Уттар-Прадеш
  • Фестиваль танца в Кхаджурахо

Февраль-март

  • Фестиваль Шивратри Натьянджали
  • Весенний фестиваль Дулхенди (Пушпадолотсав)

Март

  • Весенний праздник Шигмо в Гоа
  • Фестиваль Холи

Апрель

  • Фестиваль храмового танца Хойсала Махотсава в Халебиде и Карнатаке

Апрель-май

  • 10-дневный шиитский фестиваль Мухаррам
  • Международный фестиваль цветов в Сиккиме

Июнь

  • Трёхдневный фольклорный Летний фестиваль в Раджастхане

Июнь-июль

  • Фестиваль колесниц "Ратха Ятра" в Пури (Орисса)
  • Фестиваль манго

Август-сентябрь

  • Фольклорный фестиваль Тарнетар Мела (Мелва)
  • Фестиваль Ганеша-чатуртхи (Винаяка), посвящённый популярному слоноголовому богу Ганеше

Сентябрь-октябрь

  • Празднества и фейерверки по всей стране в период Дурга-пуджа
  • Фестиваль Богов в Кулу
  • Фестиваль Дашахра, с центрами в Майсуре и Ахмадабаде

Октябрь-ноябрь

  • Пушкарская ярмарка верблюдов в Раджастхане
  • Международный фестиваль жемчуга в Хайдарабаде
  • Международный фестиваль даров моря в Гоа

Декабрь

  • Фестиваль садоводства Раджарани в Ориссе

Экскурсии по Индии

Интересные, познавательные и увлекательные экскурсии по Индии на русском языке от местных гидов. Смотрите описания, цены, фотографии и заказывайте экскурсии онлайн!

Отели Дели

Карта расположения отелей, хостелов и апартаментов в Дели с возможностью онлайн бронирования номеров в заинтересовавшем вас объекте размещения. Используйте фильтры для подбора нужных вам параметров проживания.

Поиск туров в Индию

Поиск и бронирование авиабилетов в Дели

Календарь низких цен на авиабилеты в Дели

Календарь низких цен для поиска и бронирования дешёвых авиабилетов в Дели. Введите город отправления и город назначения или используйте те, которые уже указаны в календаре для поиска самых низких цен на авиабилеты в Дели.

Самые актуальные новости в нашем Telegram-канале Присоединяйтесь!