Эллинистический период

Появление Александра египтяне, утомлённые властью персов и слабостью последующих династий, восприняли с радостью. Окружённый ореолом правителя божественного происхождения македонец провозгласил себя египетским фараоном в древней столице Мемфисе и даже отправился в оазис Сива, где "великие жрецы" Амона признали его "сыном бога". Перед тем как покинуть Египет, Александр назначил в крупных провинциях, по-гречески номах, своих наместников (номархов) из египетской аристократии, возложив на них обязанность по сбору налогов, а также основал город на побережье Средиземного моря, названный в его честь Александрией. Этот порт стал важным звеном в торговле между Африкой и Азией.

Птолемеи

После смерти Александра в Вавилоне (323 г. до н.э.) его империя распалась. В Египте власть захватил один из его полководцев (диадохов) Птолемей I Лаг (Сотер) и стал основателем новой династии (305 г. до н.э.). Птолемей с почестями перевёз тело великого полководца Александра из Вавилона в Египет, где его уложили в мраморный саркофаг, заполненный белым мёдом. Взойдя на престол, новый царь Египта заложил новые города - Птолемее на западном побережье Нила в Среднем Египте и Наукратис в Дельте. Он отказался от обычая расквартировывать наёмников среди городского населения, как это прежде делали персы, греки, македонцы, а селил их вблизи номов, на которые был разделён Египет. Несмотря на то что эти города были значительных размеров, они не имели собственного управления, и, вероятнее всего, греки считали их всего лишь большими деревнями, хотя в их названиях и присутствовало указание на город: Гермополь - "город Гермеса" (ныне Ашмунен) и Гераклеополь - "город Геракла" (ныне Ихназия). Многие воины Птолемея получили большие земельные наделы, женились на египтянках, и во втором, третьем поколениях их дети носили уже не только греческие, но и египетские имена.

Для достижения духовного единства греков и египтян Птолемей I ввёл новый культ, Сераписа. Правитель знал, что в Мемфисе, процветающем религиозном центре, поклоняются священному быку Апису, и он ошибочно решил, будто этот культ популярен и широко распространён. Апис был земным воплощением души бога Осириса и назывался как Осирис-Апис или Осерапис, от которого и произошло имя Серапис. Птолемей сам придал Серапису антропометрические черты и объявил его национальным божеством. Для этого ему пришлось сказать, что у него было видение, в котором к нему явилась огромная статуя. И в скором времени египтянам была представлена статуя Сераписа, полностью соответствовавшая его видению: человек с вьющимися волосами, милосердным взглядом и длинной бородой.

Культ Сераписа распространился в Греции и Средней Азии, на Сицилии и особенно в Риме. В Египте ему поклонялись во всех крупных городах, и особенно в Александрии и Мемфисе, где храм Сераписа в некрополе Саккара стал одной из главных достопримечательностей.

Птолемей сделал столицей своего царства Александрию, которая в скором времени превратилась в главный центр Средиземноморья и заменила Афины. При Птолемее II египетская литература была переведена на греческий язык, а жрец Мането написал историю своей страны. Птолемей III издал закон, согласно которому все путешественники, прибывавшие в Александрию, должны были сдавать всю привезенную с собой литературу в обмен на официально заверенную копию. В Мусейоне и Александрийской библиотеке были созданы великолепные условия для работы и исследований выдающимся астрономам, математикам, географам, историкам, поэтам и философам, которые творили, не заботясь о хлебе насущном. Среди них были Эратосфен, величайший географ античности, определивший длину окружности меридиана Земли с точностью до 50 миль; Евклид, автор "Начал", самого известного учебника математики из когда-либо написанных; Архимед, великий математик, изобретатель, давший миру известный винт для откачивания воды из шахт; такие знаменитые поэты, как Феокрит, Каллимах, Аполлоний Родосский. Александрийские астрономы переделали египетский календарь, а через два века изменили римский, создав новый, юлианский, который использовался во всей Европе до конца эпохи Возрождения.

В Александрии основную массу населения составляли греки, затем евреи. Но среди горожан было немало и египтян, селившихся в западной части города, в старом квартале Рхакотис. Александрия была основана на острове Фарос, где в III в. до н.э. архитектор Сострат построил знаменитый Фаросский маяк - одно из семи чудес света. Остров был искусственно соединён с материком, в результате чего на востоке образовалась гавань. Преемники Птолемея поначалу проводили гибкую и мудрую политику. Они восстанавливали осквернённые храмы, строили новые (например, Филе или Эдфу). Уважение к религии египтян и благожелательное отношение к еврейским, сирийским и ливийским общинам положительно влияли на общественный климат. Александрия стала транзитным центром и единственным в своем роде оазисом культуры всего Средиземноморья. Здесь жили многие знаменитые философы, писатели и художники. Процветали торговля и искусства. Но с другой стороны, новые египетские правители, нося титул фараонов, возводя храмы в честь египетских божеств и проявляя уважение к традиционным обычаям, продолжали жить, как их греческие предки. Это привело к глубоким противоречиям между Александрией - центром греческой культуры и философии - и остальной страной, жившей ещё по заповедям времён древних фараонов и подчинявшейся календарю разливов Нила.

Птолемеи выступали носителями греческой культуры и в то же время хранителями египетских традиций. Будучи фараонами, они щедро одаривали местных жрецов, чтобы те могли содержать храмы надлежащим образом, либо совсем освобождали священнослужителей от уплаты налогов. Храмы эпохи Птолемеев строились с использованием традиционных форм и часто в местах расположения более древних святилищ. Стены украшались рисунками, изображавшими правителей в виде древних фараонов, и сопровождались иероглифическими надписями с их именами и титулами. Подобно древним царям, Птолемеи выполняли все религиозные службы и осуществляли церемониальные путешествия по Нилу, наслаждаясь выражением народного одобрения их политического руководства.

Египтяне, владевшие двумя языками, пришли к мнению, что стоит перевести свой родной язык на греческий алфавит, который был хорошо известен средним слоям населения и был намного проще для чтения. Переписчики добавили семь лишних букв из египетского алфавита для тех звуков, которым не хватило греческих букв. Распространение нового правописания, известного как коптик, нельзя датировать точно. Первые попытки записать египетский язык с помощью греческого алфавита, неудачные и ошибочные, но тем не менее важные, относятся ещё к кушитской династии. Греческий стал родным языком и для еврейской диаспоры Египта. Многие евреи ещё до прихода к власти Птолемеев служили в армии персов, создавших еврейский гарнизон далеко на юге, на острове Элефантина (напротив Асуана). Когда Палестина подчинилась Птолемею I в 301 г. до н.э., он возвратил еврейских наёмников, и они вступили во вновь организованные общины. Не имея возможности говорить на иврите, который к тому времени исчез из общения, египетские евреи решили перевести свои святые книги на греческий. И как гласит предание, усилиями 72 переводчиков, выбранных среди наиболее образованных еврейских учёных, увидел свет Ветхий Завет, написанный в Александрии.

Птолемеи поощряли приезд и проживание иностранцев в Египте. Среди эмигрантов были сирийцы и персы, даже греки, селившиеся в Дельте, в некоторых кварталах Мемфиса и Файюма, где их общины быстро разрастались. Однако сами греки были настроены против египтян и не поощряли их стремление стать жителями Александрии и других греческих городов. Несмотря на уважение к древней культуре, эллины не изучали ни египетский язык, ни его письменность и презирали египтян. Те платили им той же монетой, всячески подчёркивали культурное превосходство по отношению к народам, не говорящим на их родном языке. Геродот подметил это противостояние ещё в персидский период. И хотя были примеры сотрудничества местных жрецов и чиновников с Птолемеями, сохранились свидетельства и их вражды, особенно со стороны египтян, возмущённых тем, что с ними обращаются как с порабощённой нацией. Широкое распространение получили пророческие писания, в которых давались обещания изгнать иностранцев из Египта. Особенно националистически была настроена одна из провинций Верхнего Египта - Фивы (Луксор).

Упадок

Вплоть до конца II в. до н.э. Египет раздирали экономические проблемы и политическая нестабильность, сопровождавшиеся упадком в торговле. Последние правители из династии Птолемеев отличались нерешительностью и потеряли завоёванные ранее территории. Процветание царства начало убывать. Вместе с тем в этот период сложилась ситуация, при которой египтяне оказались в равном положении с греками, что наблюдалось только в начале эпохи Птолемеев. Египетские ветераны получали наделы земли наравне с греками, и всё это послужило объединению местного населения. Несмотря на увеличение числа зажиточных египтян, обладающих землёй, они тем не менее не переставали выказывать своё неуважение к иностранцам. И именно из этих представителей местного населения вышли великие духовные лидеры коптского христианства.

Уже через столетие после смерти Александра Македонского, с восшествием на престол Птолемея IV Филопатора (221-204 гг. до н.э.), не постеснявшегося для прихода к власти убить мать, сестру и брата, начинается медленная агония династии Птолемеев. Проявлениями упадка стали беспрерывные дворцовые интриги, убийства, конфликты с государством Селевкидов. В 51 г. до н.э. на политической арене появилась Клеопатра VII.

Клеопатра

Клеопатра VII, последняя царица Египта из династии Птолемеев, взошла на трон в возрасте 18 лет сорегентом своего младшего брата Птолемея XIII. Никакой реальной власти они не имели. От их имени распоряжались враждующие между собой группировки жрецов. Когда верх одержала партия Птолемея, то она изгнала Клеопатру из Александрии, и та нашла себе прибежище в Сирии, не оставляя надежды собрать армию и вернуть власть силой. Юлий Цезарь, прибывший в Александрию в 47 г. до н.э., сразу принял сторону изгнанной царицы и поставил её на трон. Вскоре после этого Клеопатра родила ему сына. Пять лет спустя она повстречала Марка Антония. Их любовь, хорошо описанная в легенде, подарила Клеопатре ещё трёх детей, но одновременно осложнила отношения Антония с римскими сподвижниками. Составленное им завещание, в котором выражалось желание быть похороненным в Александрии, разозлило многих римлян и послужило поводом для объявления ему войны.

Октавиан выступил походом против Антония, разбил его в морской битве при мысе Акций и захватил Александрию. Антоний покончил с собой, а Клеопатра, имевшая титул царицы обеих земель, стала пленницей. Но, узнав, что Октавиан хочет отправить её в Рим и в цепях провести по городу, она умертвила себя. Приказав принести корзину с фруктами, среди которых была спрятана змея, царица стала выбирать плоды из корзины, надеясь, что всё произойдет внезапно, но гад крепко спал на дне и не хотел кусать. Клеопатре пришлось раздразнить змею булавкой, после чего та укусила её выше локтя.

Однако существует и другая версия гибели великой египтянки: она отравилась ядом, спрятанным в её золотой шпильке. Таким образом Октавиан был лишён самого своего драгоценного трофея. Во время его триумфа в Риме несли лишь статую Клеопатры. Октавиан приказал умертвить Цезариона - сына Клеопатры и Цезаря, - последнего из Птолемеев, и таким образом положил конец XXX династии. С тех пор на протяжении четырёх столетий Египет находился под властью римлян и был вместе с Римской империей и во времена её расцвета, и во времена упадка. Александрия, ставшая одним из центров еврейской диаспоры, пережила из-за этого множество потрясений и жестоко подавлявшихся восстаний.

С 30 г. до н.э. Египет - провинция великой Римской империи, где власть вершит император через своих наместников или префектов, которые, следуя примеру Птолемеев, представляли себя преемниками древних фараонов.

Эллинистический период Египта

  • 332 г. до н.э. - 30 г. до н.э.

Экскурсии по Египту

Интересные, познавательные и увлекательные экскурсии по Египту на русском языке от местных гидов. Смотрите описания, цены, фотографии и заказывайте экскурсии онлайн!

Отели Каира

Карта расположения отелей, хостелов и апартаментов в Каире с возможностью онлайн бронирования номеров в заинтересовавшем вас объекте размещения. Используйте фильтры для подбора нужных вам параметров проживания.

Поиск туров в Египет

Поиск и бронирование авиабилетов в Каир

Календарь низких цен на авиабилеты в Каир

Календарь низких цен для поиска и бронирования дешёвых авиабилетов в Каир. Введите город отправления и город назначения или используйте те, которые уже указаны в календаре для поиска самых низких цен на авиабилеты в Каир.

Самые актуальные новости в нашем Telegram-канале Присоединяйтесь!