Римское владычество

Оккупация Египта римлянами отличалась от завоевания страны греками в эпоху Птолемеев. Александр Великий вошёл в Египет без единого сражения, римские же войска начали военные действия против египтян с момента пересечения границы. Птолемеи сами правили в Египте, римские императоры жили в Риме и управляли страной через префектов. Однако для местного населения представителем царской фамилии являлся именно префект, а не абстрактный император. Но чиновники в отличие от фараонов не исполняли церемониальных обязанностей священного царствования, которые традиционно были исключительно личностными. Таким образом начали происходить серьёзные изменения в управлении страной.

Римская власть

Император Август совершил непростительную ошибку, упразднив греческий сенат в Александрии и отобрав административную власть у греческих чиновников. Ещё большее недовольство вызвало его согласие вернуть царю иудеев Героду земли, пожалованные Клеопатре в то время, когда она нашла прибежище в Сирии, и предоставить самоуправление греческим евреям в Александрии. Эти необдуманные решения привели к стычкам между греками и евреями, к которым впоследствии присоединились и римляне, тщётно пытавшиеся восстановить спокойствие. Таким образом, начало христианской эры в Александрии было ознаменовано смутой. В 47 г. до н.э. во время пожара в гавани пламя перекинулось на библиотеку при Мусейоне. В огне погибло 490 тыс. папирусных свитков.

Римляне завоевали Александрию, столицу Египта, Вавилон (Старый Каир) и Нижний Египет, а также Суэн (Асуан). Они рассматривали страну как кладовую зерна, поставляемого в Рим. Поэтому на обитателей долины Нила был возложен большой налог. А для этого проведена перепись всех деревень, составлены списки их жителей. То, что было обычной процедурой в Риме, в Египте расценивалось как нарушение частной жизни. Расчёт собираемого зерна производился не на основе урожайности земли, а в зависимости от количества мужчин в селении.

Египтяне достигли определённого благополучия в эпоху Птолемеев, но римляне не приняли это во внимание. И как только император Траян (I-II вв. н.э.) издал указ о наборе крестьян в армию, возникли серьёзные проблемы. Император Адриан снизил размер земельной ренты, освободил от налогов жителей греческих городов и греческих поселенцев города Файюма, а для египтян ввёл единый налог - без учёта дохода семьи, возраста кормильца, его способности трудиться. Наступили трудные времена. Сохранились записи, свидетельствующие о том, что только в одной деревне лишились своего имущества сначала 43, затем 60 и 100 жителей. Некоторые должники нашли убежище в отдалённых районах пустыни, другие спрятались в пещерах и древних гробницах, расположенных в долине Нила. Если мужчины убегали или прятались, то их семьи подвергались наказанию.

Римляне, выражавшие уважение лишь египетскому жречеству, возводили новые храмы или достраивали старые, начатые ещё в эпоху Птолемеев. Храм богини Хатор в Дендера был завершён 185 лет спустя после его основания, во времена императора Тиберия (14-37 гг.). Святилища в традиционном стиле были достроены в Иене, Ком-Омбо и Филэ. Нужно отметить, что места расположения для этих храмов были выбраны совсем не случайно: Иена служила центром местной торговли с ранних времён, Ком-Омбо, расположенный на горе, контролировал торговые пути в Нубию, а Филэ охранял южные рубежи Египта.

Повсеместно земли храмов были отданы под управление Рима. Местным жрецам была оставлена лишь небольшая часть их священного имущества. Плоды трудов священнослужителей на виноградниках, пальмовых и фиговых плантациях забирали римские чиновники. Египет воспринимался лишь как место, приносящее удовольствие римской знати, которая приезжала сюда, чтобы полюбоваться пирамидами в Гизе, увидеть быка Аписа в Мемфисе, древний город Абидос, колоссы Мемнона или поправить здоровье в Дейр-эль-Бахари.

Раннее Христианство в Египте

Таковы были условия жизни в Египте в самом начале христианской эры, когда апостол Марк проповедовал в Александрии. Нет точных сведений, в какое время христианство начало распространяться в Египте, но Новый Завет, найденный в Бахназе, в Среднем Египте, относится к 200 г., а фрагмент "Евангелия от Иоанна" из Верхнего Египта написан на коптском языке даже в более ранний период.

В соответствии с традицией в 40 г. в Александрии впервые проповедовал христианство апостол Марк и несмотря на упорное сопротивление древних языческих культов, новая религия постепенно завоевывала признание. Во II в. в Александрии была основана Дидаскале - христианская богословская школа, которая помогала талантливым и ревностным проповедникам, таким, как Климент Александрийский (150-215 гг.) и Ориген (185-252 гг.), распространять христианскую веру в образованных кругах того времени. При римском императоре Деции (201-251 гг.), яром преследователе христианства, начали развиваться монашество и монастырская жизнь. Спасаясь от преследований, отшельники селились в глухих местах Синайского полуострова. Впоследствии они перешли к монастырской совместной жизни под влиянием примера Св. Антония и его ученика Пахомия. По мере усиления преследований внутри христианской общины возникли религиозные разногласия. Инициатором одного из самых знаменитых споров был Арий Александрийский (280-336 гг.), основатель арианского учения, объявленного ересью Никейским вселенским собором (325 г.).

Катехизаторская школа в Александрии стала первым важным институтом религиозного обучения в эпоху христианской античности. Основанная в 190 г. Пантанием, христианским учёным, который, по преданию, пришёл в Александрию десятью годами раньше, она обучала не только теологическим дисциплинам, но математике и другим общеобразовательным предметам. Появление этой школы по времени совпадает с первыми выступлениями римлян против христиан в Александрии.

Климент (160-215 гг.), преемник Пантания, стремившийся к синтезу эллинистического философского "гуманизма" и христианской веры, преподавал в Александрии более 20 лет. Его сменил Ориген (185-253 гг.), теолог и писатель, один из величайших апологетов раннего христианства. Как и Климент, он серьёзно критиковал гностицизм (от греческого gnosis, или познание), религиозное движение поздней античности.

Гностицизм

Происхождение этого движения до сих пор окончательно не выяснено: оно связано с ортодоксальным христианством со II в. Почти нет документальных свидетельств о его возникновении.

Некоторый свет проливает собрание древних рукописей, найденных в Наг-Хаммади, в Верхнем Египте, в 1945 г. Их тексты были скопированы с оригинальных произведений второй половины I в. Двенадцать священных рукописей, переведённых на коптский язык (язык египтян того времени), были очень разнообразны по содержанию. Они включали "Евангелие от Фомы"; собрание высказываний, приписываемых Иисусу; выдержки из "Государства" Платона и неканонические (секретные) книги, относящиеся к зороастризму и манихейству. И совсем неудивительно, что гностицизм, включавший столь разнообразный набор всяческих учений, подвергался нападкам со стороны ортодоксальных христиан. Тем не менее обнаруженные рукописи свидетельствуют, что это движение имело более глубокое историческое значение, чем предполагалось ранее.

Неоплатонизм

Самое непримиримое противодействие христианству в течение долгого времени исходило от неоплатонизма. Эта философская школа, возникшая в Александрии в III столетии, развила объективно-идеалистическое учение Платона, давая объяснение вселенной как иерархии, восходящей от материи к душе, от души к разуму, от разума к Богу. Неоплатоники понимали реальность как духовный мир, созерцаемый разумом, и допускали наличие материи как формального существования. Отшельничество было частью их этического кода, побуждавшего подниматься от оков материи к духовному миру и становиться единым со Святым Духом.

Первый неоплатоник, Аммоний Саккас, был учителем Оригена и бывшим христианином, в то время как его последователи - Плотин, Порфирий, Ямнлих, Гипатия и Прокл - все были язычниками. Плотин родился в Асьюге и имел много последователей в Риме. Наиболее развернутую критику христианства с позиций неоплатонизма дал Порфирий, написавший полемическое сочинение "Против христиан" в 15 томах. Они были сожжены церковниками. Но некоторые христиане изучали неоплатонизм. Порфирий нашёл переводчиков, осуществивших кооптацию своих идей в учение ранней Церкви.

Большинство работ неоплатоников сохранилось, и к концу средних веков многие европейцы смогли познакомиться с ними. В то время греческий язык знали не только церковники, но и аристократы, особенно популярен он был в Италии. Неоплатонизм очень быстро завоевывал популярность. За несколько лет он распространился по всей Западной Европе, питая культурное течение, известное как Возрождение. Картины Боттичелли и Тициана, гравюры Дюрера, скульптуры Микеланджело, поэзия Шекспира - все эти творения корнями уходят в образы и идеи этого учения. Идеи неоплатонизма стали ключевыми моментами в понимании древней языческой культуры, разрушенной Церковью в Египте и других странах.

Религиозные притеснения в Египте

Первые попытки уничтожить лидеров христианства и их последователей и тем самым положить конец распространению его идей были предприняты во времена правления императора Деция I (248- 251 гг.), который приказал египтянам отправлять языческие обряды в присутствии римских офицеров и представлять свидетельства о принесённых жертвоприношениях. Тех же, кто отказывался участвовать в этом, объявляли христианами и подвергали пыткам. Некоторые из христиан представляли фальшивые сертификаты, другие скрывались в пустыне. Однако многие предпочитали умереть, чем отречься от своей веры, и их страдания впоследствии укрепили христианское движение.

Начало Иночества

Святые Павел Фивский, осиротевший в юношестве, и Антоний, происходивший из богатой семьи землевладельцев, были первыми египетскими духовными лидерами. Не знавшие друг о друге, они оба удалились от мира и проводили жизнь в медитациях и молитвах. Павел был старше Антония и слыл хорошим врачевателем. По преданию, он ушёл в пустыню в возрасте 16 лет, спасаясь от преследования Деция. Антоний продал всё свое наследство и, раздав деньги беднякам, удалился в долину Нила, поселившись в горах, известных сегодня как Южная Калала.

Эти двое, обладавшие даром пророчества, собирали вокруг себя других отшельников. В это время тысячи уединившихся от мирской жизни людей искали себе учителей, подобных Павлу и Антонию, которые могли бы дать наставление в обстановке духовности и конфиденциальности. В силу того, что иночество распространялось всё шире, стали развиваться различные его традиции. Нельзя с уверенностью утверждать, кто был первым отшельником: Павел или Антоний. Хотя отдают предпочтение последнему. Пещеру, где укрывался Св. Антоний от непрошеных гостей, можно увидеть и сегодня. Она расположена в конце узкого туннеля, начинающегося с выступа, под которым есть маленькая терраса. Вот там-то, по преданию, он и плёл корзины из пальмовых листьев.

В 284 г. на престол вступил император Диоклетиан, чьи реформы оказали существенное влияние на развитие христианства. Он разделил империю на четыре основные провинции, усилил армию, ввёл новую систему налогообложения, основанную на плодородии земельных наделов. Египтян стали привлекать к государственной службе. А чтобы легче их было контролировать, ввели новый официальный язык - латинский. Нет никакого сомнения, что причиной всех этих реформ стало желание укрепить и усилить Римскую империю, но делалось это с помощью войск. 20-летний период правления Диоклетиана был отмечен многочисленными выступлениями вассальских провинций. Сильнейшее восстание подняли египтяне. Будучи непримиримым врагом христиан, Диоклетиан принуждал их вернуться к древней религии. Христиан начали выгонять со службы, их частные владения конфисковывались, храмы разрушались до основания. Найденные христианская литература и копии священных писаний сразу же сжигались. Тысячи людей погибли в период преследования, многие скрылись в пустыне, сохранив приверженность христианскому учению, для воспитания новообращённых.

Христианская церковь воспевает как мучеников, так и проповедников. Первые умерли за свою веру, вторые продолжали жить для распространения своего учения. В мире нужды и жестокости религия, проповедовавшая счастливую жизнь после смерти, была встречена с энтузиазмом.

Первые монашеские реформы

Святой Пахом (Пахомиум - по-латыни, по-арабски - Анба Бакхум), родившийся в 285 г., первым увидел преимущества в организации и широком распространении отшельнических общин и стал основателем монашества в Египте. Египтянин, выучивший греческий язык в достаточно зрелом возрасте, он основал своё братство возле Ахмина, где в горах проживало множество отшельников. Пахом собрал их всех вместе и предложил распорядок на каждый час дня и ночи. Основными его тезисами были: в здоровом теле - здоровый дух; не стоит слишком усердствовать в какой-либо работе, даже в духовных размышлениях.

Пахом хотел создать религиозную, просвещённую и самообеспечиваемую общину, которая смогла бы служить примером для других. Кандидат в монашеское братство не должен был демонстрировать подвигов умерщвления собственной плоти, а просто пройти испытательный срок, после которого он получал монашескую одежду и официально вступал в братство.

Ведя образцовый образ жизни, монахи возвращали плодородие земле, восстанавливали ремёсла и, что более важно, поддерживали связи с соседними нехристианскими общинами. Существуют многочисленные свидетельства того, что иноки помогали людям зерном, продуктами, снабжали ремесленными изделиями, оказывали в случае необходимости медицинскую помощь. Нередко выступали в роли посредников в разрешении различных конфликтов, случавшихся в семье или между соседями. Когда монастырь окреп, Пахом двинулся дальше и основал вторую обитель и затем ещё одну. Он стал основателем 11 монастырей в Верхнем Египте, среди них было два женских. Но не все отшельнические общины руководствовались принципами Св. Пахома. Те братства, которые сложились вокруг духовных учителей Св. Антония и Св. Макария, не жили в обители, а только раз в неделю собирались на обедню и совместно принимали пищу, затем на собрании распределяли работу на следующую неделю.

Все христианские монастыри напрямую или косвенно связаны с обителями Пахома: Св. Василий - организатор монашеского братства в Малой Азии, чьим принципам следуют церкви Востока, посетил Египет в 367 г.; Св. Бенедикт, основавший монастыри на Западе в VI в., использовал принципы Св. Пахома, но в более строгой форме.

Обращение язычников и полемика

В 312 г. был обращён в христианство император Константин, а через некоторое время последовал Миланский эдикт, по которому христианство получило привилегии на всей территории Римской империи. Наконец и в Египте стало безопасно признавать себя христианином. Но к сожалению, теологические дискуссии, не затихавшие в период раннего христианства, стали ещё более ожесточёнными в IV в.

Главным предметом разногласий была трактовка личности Христа и связанное с ней толкование догмата Троицы. В начале IV столетия доктринальное содержание всех споров вокруг вопроса о соотношении Отца и Сына вылилось в борьбу между арианством и афанасианством (от имен Ария и Афанасия - деятелей Египетской церкви). Арий попытался внести логическую последовательность в учение Церкви об отношении Христа как Сына Божия к Богу-Отцу: он отстаивал монотеистическую трактовку понятия трансцендентного бога: сын, по его мнению, не мог быть своим же отцом, понятие сыновства связано с рождением, т.е. возникновением во времени. Сторонники Афанасия верили, что Отец и Сын были одной природы и, таким образом, Иисус был и человеком и богом в одном лице.

Император Константин пытался не допустить раскола в христианской церкви. Он писал лидерам противоборствующих сторон: "Я внимательно рассуждал о начале и предмете вашего спора; повод к нему мне показался вовсе не таким, чтобы по нему надобно было начинать спор. Поэтому я решился написать вашему общему благоразумию настоящее послание и... объявляю себя посредником в вашем разногласии, и желаю, чтобы водворился мир между вами..." ("Деяния вселенских соборов", т. 1, стр. 29). Объясняя мотивы, побудившие его написать это послание, он заявлял: "Когда вы спорите между собою касательно неважных предметов, такое самое несогласие ваших мыслей не позволяет вам управлять таким множеством народа божия... Впредь в подобных вещах ни вопрошать, ни отвечать на вопросы, потому что подобные вопросы, не предписанные законом, а предлагаемые одним любословием, хотя и можно задавать для упражнения ума, но мы должны держать их втайне, а не выносить легкомысленно в общественные собрания и не допускать необдуманно до слуха простого народа..." (там же, стр. 30).

Одним словом, император хотел подчеркнуть: важно, чтобы Церковь помогала власти управлять народом, а уж если ей необходимо разбираться в догматических тонкостях, то делать это стоит втихомолку. Однако церковники не последовали совету Константина. И когда спор достиг своего апогея, он приказал собрать в 325 г. епископов в Никее (Малая Азия) на Церковный собор, вошедший в историю под названием I Вселенского. На нём присутствовали император Константин и 318 епископов с делегациями из Египта, Сирии, Ассирии, Малой Азии, Греции и с Запада. В состав александрийской делегации входили епископ Александр, дьякон Афанасий, его антагонист Арий и многие другие монахи и богомольцы. Хотя Александр официально и возглавлял египетскую делегацию, но основным оратором стал дьякон Афанасий. И во многом благодаря его красноречию, аргументированию и настойчивости участники пришли к мнению о том, что Отец и Сын имеют одну природу и решительно осудили взгляды Ария как еретические. Константин одобрил выводы епископов и издал указ об изгнании тех церковных иерархов, которые откажутся подписаться под ним.

Падение Александрии

Вскоре после Никейского собора Константин решил перенести свою столицу в древний город Византию, который впоследствии стал называться Константинополем или "городом Константина". Это решение негативным образом отразилось на значении и престиже Александрии. Известный как Новый Рим, Константинополь стал хранилищем христианского и языческого искусства, культурным центром, отобрав эту роль у Александрии.

Египет вступал в эпоху церковной смуты, священники отлучали друг друга от Церкви, и толпы народа грабили храмы тех, кто находился в оппозиции. Афанасия пять раз отправляли в ссылку. Он находил убежище у отшельников в пещерах близ Красного моря или в монастыре оазиса Харга.

При Феодосии I (379-395 гг.) христианство стало единой религией всей империи, и арианцев объявили еретиками. Опальные епископы Александрии были восстановлены в правах, но в результате раздела империи между сыновьями Феодосия Гонорием и Аркадием (первый получил запад, второй - восток) власть церковников была ограничена. В Египте начался так называемый период византийского правления.

Экскурсии по Египту

Интересные, познавательные и увлекательные экскурсии по Египту на русском языке от местных гидов. Смотрите описания, цены, фотографии и заказывайте экскурсии онлайн!

Отели Каира

Карта расположения отелей, хостелов и апартаментов в Каире с возможностью онлайн бронирования номеров в заинтересовавшем вас объекте размещения. Используйте фильтры для подбора нужных вам параметров проживания.

Поиск туров в Египет

Поиск и бронирование авиабилетов в Каир

Календарь низких цен на авиабилеты в Каир

Календарь низких цен для поиска и бронирования дешёвых авиабилетов в Каир. Введите город отправления и город назначения или используйте те, которые уже указаны в календаре для поиска самых низких цен на авиабилеты в Каир.

Самые актуальные новости в нашем Telegram-канале Присоединяйтесь!