Религия в Индии

Большая часть населения Индии исповедует индуизм. Индусы поклоняются сложному, многочисленному пантеону богов во главе с Вишну и Шивой. В Индии насчитывается около 3,5 тыс. каст и подкаст, находящихся в традиционном иерархическом соподчинении во главе с высшими кастами брахманов. Безземельные крестьяне, ремесленники, слуги относятся к низшим кастам, среди которых "неприкасаемые" - самые бесправные и угнетённые слои населения.

Конституция Индии 1950 года признала равноправие каст и юридическое полноправие "неприкасаемых". Однако в повседневной жизни кастовые обычаи остаются определяющими. Сами фамилии индийцев отражают принадлежность человека к определенной касте и подкасте. Свадьбы организуются родителями - представителями одной касты, обычно после консультаций у астролога и определения стоимости приданого невесты. Жених и невеста обычно впервые видятся во время свадьбы. Но разводов в стране практически нет.

Хотя при освобождении бывшей Британской Индии в 1947 году её территория была разделена по религиозному принципу - на мусульманский Западный и Восточный Пакистан (современные Пакистан и Бангладеш) и преимущественно индуистскую Индию, Индия остаётся одной из крупнейших мусульманских стран мира, в которой численность приверженцев ислама превышает 90 млн. человек. Мусульмане преобладают в Кашмирской долине. Ярко выраженный мусульманский облик имеют некоторые города (Хайдарабад, Алигарх и др.) и отдельные кварталы (мохалла) многих городов.

Сикхи, сосредоточенные на северо-западе в Пенджабе, встречаются по всей Индии. Это приверженцы сикхизма - секты индуизма, превратившейся в XVI-XVII веках в самостоятельную религию с единобожием, отрицанием каст и признанием равенства сикхов перед богами. Сикхи-мужчины постоянно носят чалму, под которой искусно укладывают волосы, которые не стригут в течение всей жизни.

В Индии есть и христиане, персы-огнепоклонники, джайны, буддисты и др. Близ Варанаси находится олений заповедник "Сарнатх", где высится храм-ступа с золотым изваянием Будды внутри. Это место, где, по преданию, Будда провозгласил своё учение, собрав первых последователей. Сюда приезжают на поклонение буддисты со всего мира.

Религии и верования

Индуизм, ислам, буддизм, христианство, джайнизм, сикхизм, иудаизм, зороастризм. Наиболее распространён индуизм, который исповедуют около 83% верующих в Индии. Все остальные основные религии в Индии распределены следующим образом: мусульмане - 11%, христиане - 2%, сикхи - 2%, буддисты - 0,7%, зороастризм - около 120 тыс. чел., джайнизм - 0,5%, иудаизм - примерно 6-7 тысяч. Кроме того, в стране живут многочисленные племена аборигенов, которые исповедуют различные языческие верования. Индия - светское государство, поэтому правительство страны сурово преследует любые проявления дискриминации по религиозному признаку.

Индуизм

Индуизм - древнейшая национальная религия Индии. Он также распространён в других странах Юго-Восточной Азии - Непале, Пакистане, Бангладеш, Шри-Ланке. Последователи индуизма (переселенцы из Индии) живут в Индонезии (остров Бали), на островах Фиджи, Маврикий, в Гайане, в ЮАР. Индуизм существует уже свыше 4000 лет и корнями уходит в ведическую религию и брахманизм. В нём строго регламентированы права и обязанности человека от рождения до самой смерти. Индуистом нельзя стать, им можно лишь родиться.

Основа индуизма - это учение о перевоплощении душ, которое происходит в зависимости от добродетельных или дурных дел и поведения человека, а также о бессмертии человеческой души. Отличительной чертой этой религии является разделение общества на 4 касты - брахманы, кшатрии, вайши и шудры, которые тоже разделяются на подкасты. В индуизме нет церковной или иной единой централизованной иерархии: в отличие от христианских священников, для которых обязательно рукоположение в сан, брахманы и другие подкасты, выполняющие жреческие обязанности, жили и живут обычной мирской жизнью, ведут хозяйство и имеют семью, если не берут каких-либо обетов.

В наши дни индуизм существует в виде двух течений - шиваизм и вишнуизм. Шиваизм распространён, в основном, на юге Индии. Это - условное обозначение реальных культов, объединённых именами Шивы и связанного с ним пантеона божеств: супруги-шакти Парвати (шакти - женское творческо-энергетическое начало, связанное с образом богини-матери), сыновей Ганеша и Картикея (он же Сканда, Субрахманья). Основным догматом шиваизма считается то, что Шива создаёт Вселенную, а потом её уничтожает и, таким образом, во Вселенной нет ничего постоянного, кроме Шивы, уничтожающего и возрождающего всё существующее. Вишнуизм, наряду с шиваизмом, является одним из главных направлений индуизма, почитающее Вишну в качестве верховного божества, Абсолюта, который воплощён на земле в антропоморфном облике в виде аватар или перевоплощений - Будды, Кришны, Рамы для того, чтобы спасти мир. Вишнуизм больше распространён на севере Индии.

Ислам

Ислам - вторая по распространённости религия мира. Распространение ислама в Индии началось примерно с X века. В 1186 году династию Газневидов в Индии сменили их бывшие вассалы - афганские Гуриды, которые постепенно начали завоёвывать Центральную Индию. К 1193 году была завоёвана вся долина Ганга и Дели. Правление династии Делийского султаната приходится на 1206-1526 гг. Первым султаном Дели и основателем династии был Кутб-ад-Дин Айбек (1206-1290 гг.). Во время правления мусульман, местные индийские князья оставались у власти в качестве их вассалов. Мусульманское войско пополнялось новобранцами из Средней Азии и Афганистана. К 1340 году Делийский султанат господствовал почти на всей территории Индии. Власть Делийского султаната стала ослабевать с тех пор, когда монголы перекрыли этот путь набора войск. В 1398 году султанат был разгромлен и разграблен Тамерланом. После этого в связи с образованием отдельных султанатов Делийский султанат просуществовал как небольшое княжество. В 1526 году Дели завоевал праправнук Тамерлана выходец из Андижана Бабур и с этого времени в истории Индии начинается новая эпоха - правление династии Моголов (1526-1857 гг.). Ислам в Индии проповедовали тысячи суфийских святых и учителей. Ислам приняло множество индусов, часто представители низших каст. Сосуществование двух религий в стране постепенно приводило к обстановке, при которой мог получить развитие религиозный синкретизм. Могольский император Акбар (1556-1605 гг.) пытался даже ввести новую религию, своего рода сплав индуизма и ислама. Всё это отражено в архитектуре, искусстве, литературе и музыке того времени. В XVIII веке Индия стала попадать под власть англичан и последний из Моголов был изгнан англичанами в 1857 году.

В настоящее время в Индии проживает около 150 миллионов мусульман. Большинство из них - сунниты и около 20% - шииты.

Буддизм

Большинство приверженцев буддизма живёт сейчас в Южной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме, Таиланде и Лаосе. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы.

В Индии буддизм возник на северо-востоке в областях добрахманистской культуры, быстро распространяясь по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э. - начале I тысячелетия н.э. Филосовские концепции буддизма основаны на главных идеях брахманизма и, частично, ведизма. В буддизме представлена детальная интерпретация теории реинкарнации, кармы, дхармы и нирваны. Пропаганда буддизма в Индии активно началась при императоре Ашоке, который вступил в управление могущественным царством Магадха ещё не будучи буддистом (269 г. до н.э.). Лишь в 261 г. до н.э. он принял ученние Будды и только с 259 г. до н.э. начал исповедовать его открыто. Ашока говорил: "Все люди как бы дети мои. Как я желаю собственным детям своим всякого счастья и благополучия на этом и на том свете, так и всем людям я желаю того же". Будда призывал к самосовершенствованию души: "Пробуждай душу и развивай своё я".

В центре буддизма лежит учение о четырёх благородных истинах: "существуют: страдание, причина страдания, освобождение от страдания и путь к освобождению от страдания". Путь к освобождению подразделяется на восемь ступеней. Освобождение по буддизму представляется, прежде всего, как уничтожение желаний и погашение их страстности. Буддийский принцип так называемого срединного пути рекомендует избегать крайностей - как влечения к чувственному удовольствию, так и совершенного подавления этого влечения. Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования - страданий, невзгод, страстей, страха смерти. Однако, не признавая бессмертия души, не считая её чем-то вечным и неизменным, буддизм не видит смысла в стремлении к вечной жизни на небесах, поскольку, согласно буддизму и другим индийским религиям, вечная жизнь - это лишь бесконечная череда перевоплощений, смена телесных оболочек. В буддизме для её обозначения принят термин "сансара". В мире сансары: каждая мысль, каждое слово и дело оставляет свой кармический след, который приводит человека к следующему воплощению. Цель буддиста - жить так, чтобы оставлять как можно меньше кармических следов. Это значит, что его поведение не должно зависить от желаний и привязанности к объектам желаний. Высшую цель религиозной жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга сансары. В индуизме состояние человека, достигшего освобождения, называется мокшей, а в буддизме - нирваной.

Зороастризм

Зороастризм являлся основной религией Западной Азии, Персии (территория Ирана). После нашествия и захвата мусульманами Ирана, многие зороастрийцы двинулись в Индию и обосновались на территории штата Гуджарат. В Индии зороастрийцев называют парсами (выходцы из Персии). Парсы - огнепоклонники, и в их храмах всегда горит вечный огонь. Парсы почитают четыре "чистых" элемента Вселенной - воду, огонь, землю, воздух. Когда парс умирает, то его тело относят на специальную башню (Башню молчания), где его поедают грифы. Таким образом, согласно религии парсов, "чистые" элементы стихий не соприкасаются с "нечистым" трупом.

Джайнизм

Джайнизм, как и индуизм, относится к числу национальных религий Индии, однако джайнизм - неортодоксальное учение, отрицающее непогрешимую святость и авторитетность Вед, существование бога-творца, сословно-кастовое деление общества и претензии брахманов на господствующее положение. Санскритское название религии джайна-дхарма или "учение победителей" происходит от термина "джина" ("победитель") - тот, кто победил свою карму и вышел из круговорота жизней и смертей. Одним из основных принципов джайнизма является "ахимса" или ненасилие, непричинение боли, зла, страданий никому другому, пусть даже самому маленькому существу. В связи с этим у джайна-монаха есть пять основных обетов:

  1. Ахимса - не причинять вреда живому
  2. Астея - не присваивать чужого
  3. Брахмачарья - обет целомудрия
  4. Апариграха - отказ от собственности и воздержание от суетных привязанностей
  5. Быть искренним и благочестивым

Обеты соблюдаются весьма строго, и поэтому джайн носит марлевую повязку на рту и держит в руках веник. Повязка должна спасать и оберегать мелких мошек, которые при отсутствии её могут случайно залететь в рот и там погибнуть. Метлой джайны осторожно расчищают перед собой путь, чтобы не раздавить какую-нибудь букашку. По этой же причине они не пользуются транспортом, ведь перед колёсами нет метлы. Ходить пешком стараются только днём - ночью опять-таки можно, не заметив раздавить кого-нибудь. Перед тем, как пить воду, джайны обязательно процеживают её через плотную ткань. Пищу едят только в тот день, когда её приготовили, ведь за ночь в ней могут появиться какие-нибудь живые существа. Исходя из принципа "ахимсы", джайны не могут быть воинами. Они не занимаются охотой и не могут позволить себе даже занятие земледелием, потому что при вспашке и обработке земли, можно причинить вред какому-нибудь червяку, личинке, находящейся в земле. Для джайнов-мирян правила менее жёсткие, но полное освобождение от правил для них невозможно. Стать джайном несложно - с определённого дня нужно просто начать выполнять все правила. В современной Индии джайнов очень мало - около трёх миллионов населения, но их роль в жизни страны весьма заметна - им принадлежат ключевые позиции в экономике страны. Приверженцы джайнизма в основном занимаются торговлей, а ныне среди них есть учителя, служащие, ювелиры, банкиры.

Сикхизм

Сикхизм - одна из национальных религий Индии. Её название происходит от санскритского слова шишья - "ученик". Сикхи сосредоточены в основном в штатах Пенджаб, Хариана и их численность составляет 2,2%, примерно 30 миллионов человек. Сикхов всегда легко узнать по искусно накрученному тюрбану на голове и железным браслетом на правой руке. В Индии сикхизм сложился в XV веке при синтезе двух религиозных традиций - индуистской и мусульманской. Основателем сикхизма был гуру Нанак (1469-1539 гг.), а его последователи стали называть себя "сикхами" или учениками. О жизни гуру Нанака сохранилось мало сведений: известно, что он родился в семье мелкого торговца из касты кхатри, но ему была предсказана слава великого духовного вождя. Нанак отказался от карьеры торговца и, раздав своё имущество бедным, ушёл из дома к людям - в города и сёла. Гуру Нанак бродил по стране около четверти века, произносил проповеди и слагал гимны во славу Бога. Главной темой его проповедей было равенство людей перед Богом. Согласно легенде, его сопровождали мусульманин-музыкант и индус, который записывал гимны учителя. Конец жизни гуру Нанак провёл в Картапуре, где и начала складываться сикхская община. Для членов общины обязательными были утренние и вечерние собрания - сангаты, на которых произносились проповеди, пелись гимны и читались религиозные стихи. Устраивалась общая трапеза, за которой собирались все желающие, вне зависимости от касты, возраста, пола и религиозной принадлежности. Этот ритуал стал для сикхов одним из важнейших.

Сикхизм признаёт существование единого Бога, верховного владыки, который всегда невидим и проявляется через свои деяния. Имя Бога - это божественная сущность, определяющаяся с помощью истины - сатья или сат. Общение с Богом происходит для сикхов во внутреннем созерцании. Это - глубоко мистический процесс, не требующий жрецов-посредников и не нуждающийся в священном каноне. "Сати нам" ("Его имя - Истина") - это одно из основных положений сикхизма. Путь спасения в сикхизме - нам-марг, или сахадж-йога, предполагает пять последовательных стадий духовного совершенствования. Для сикха обязательны: постоянное размышление о Боге, повторение его имени, медитация. Истинное служение Богу - это прежде всего служение людям и для этого человек должен праведно жить, выполняя свою дхарму или долг. Таким долгом гуру Нанак считал активную жизнь, заполненную трудом: "Человек должен трудиться и плодами своего труда делиться с другими". Наставить на истинный путь и повести по нему может лишь наставник-гуру, а ученик-сикх должен ему беспрекословно подчиняться. Все сикхские гуру жили в обществе, вели обычный семейный образ жизни и заботились о духовном развитии своих учеников. Центром религиозной жизни были дома-молельни - гурудвары или "Врата Гуру", где находилась главная святыня сикхов - священная книга "Ади-Грантх".

После смерти гуру Нанака проповедь его учения продолжили девять гуру. Во время правления второго гуру Ангада (1539-1552 гг.) стали устраиваться бесплатные кухни - лангары, где члены разных каст могли свободно получать еду. С этих пор лангары стали неотъемлемой частью сикхских гурудвар. Согласно легенде, в то время был введён шрифт гурмукхи - "из уст гуру", предназначенный для записи сикхского священного канона Ади-Грантх.

Третий гуру Амар Дас (1552-1574 гг.) учредил сикхские праздники, ввёл брачный ритуал "ананд" и стал более благосклонно относиться к мирским благам.

Четвёртый гуру Рам Дас (1574-1581 гг.) установил наследственный характер власти гуру. До него каждый гуру сам назначал своего преемника. При Рам Дасе сикхская община была поделена на территориальные единицы - манджи, во главе которых назначались масанды. Рам Дас заложил будущую столицу сикхов - город Амритсар.

При пятом гуру Арджуне (1581-1606 гг.) сикхская община сильно распространилась по территории всего Пенджаба и стала мощной организацией. При нём был составлен священный канон Ади-Грантх. Сикхизм подвергался жестоким преследованиям со стороны мусульман. При пятом гуру сикхи впервые вступили в борьбу против мусульманского владычества - империи Великих Моголов.

При шестом гуру Харговинде (1606-1645 гг.) началось преобразование мирной религиозной общины в военную могущественную организацию.

Наивысшего накала эта борьба достигла при десятом гуру Говинде Сингхе (1675-1708 гг.). Тогда в 1699 году он упразднил пост гуру, уничтожил систему масандов и создал новое сообщество сикхов - хальсу и армию хальсы. Хальса ("орден чистых") - сообщество, готовое умереть за веру сикхов. Теперь к имени сикхов стали добавлять воинский титул "Сингх" ("лев"), означающий смелость и мужество, храбрость. Тогда же были введены атрибуты сикхизма - пять символов "К":

  1. белая одежда, символизирующая чистоту
  2. меч - храбрость
  3. железный браслет - нравственность
  4. нестриженные волосы и борода - отречение
  5. гребень - чистоплотность

Члены хальсы не должны пить вино, курить табак, употреблять наркотики.

После десятого гуру Говинды Сингха не было больше других учителей. Он завещал всем сикхам следовать учениям предыдущих гуру, отражённых в священном писании сикхов Ади Грантх. Наивысшей святыней для сикхов является "Золотой храм" в городе Амритсар.

В сикхские храмы и мечети нужно входить с покрытой головой. В мечеть женщина может войти только в длинной свободной одежде. Обычно фотографировать в храмах можно только с разрешения служителей. Перед входом в храм необходимо снимать обувь, поскольку кожа считается нечистым материалом.

Иудаизм

Иудаизм в Индии распространён в основном в штатах Керала и Махараштра. К 973 году до н.э. были зафиксированы первые контакты последователей иудаизма с жителями Малабарского побережья (штат Керала) - у местного населения торговцы-иудеи закупали специи, ткани, драгоценные камни и прочий товар. После захвата Иудеи вавилонянами в 586 году до н.э. иудеи поселились в Кранганоре на Малабарском побережье.

Экскурсии по Индии

Интересные, познавательные и увлекательные экскурсии по Индии на русском языке от местных гидов. Смотрите описания, цены, фотографии и заказывайте экскурсии онлайн!

Отели Дели

Карта расположения отелей, хостелов и апартаментов Дели с возможностью онлайн бронирования номеров в заинтересовавшем вас объекте размещения. Используйте фильтры для подбора нужных вам параметров проживания.

Поиск туров в Индию

Поиск и бронирование авиабилетов в Дели

Календарь низких цен на авиабилеты в Дели

Календарь низких цен для поиска и бронирования дешёвых авиабилетов в Дели. Введите город отправления и город назначения или используйте те, которые уже указаны в календаре для поиска самых низких цен на авиабилеты в Дели.

Самые актуальные новости в нашем Telegram-канале Присоединяйтесь!

Комментарии 1

avatar
Песенка о переселении душ
31 августа 2022 ответить

Кто верит в Магомета, кто - в Аллаха, кто - в Исуса,
Кто ни во что не верит - даже в чёрта назло всем…
Хорошую религию придумали индусы -
Что мы, отдав концы, не умираем насовсем.

Стремилась ввысь душа твоя -
Родишься вновь с мечтою,
Но если жил ты как свинья -
Останешься свиньёю.

Пусть косо смотрят на тебя - привыкни к укоризне,
Досадно - что ж, родишься вновь на колкости горазд,
И если видел смерть врага ещё при этой жизни -
В другой тебе дарован будет верный зоркий глаз.

Живи себе нормальненько -
Есть повод веселиться:
Ведь, может быть, в начальника
Душа твоя вселится.

Пускай живёшь ты дворником, родишься вновь - прорабом,
А после из прораба до министра дорастёшь,
Но если туп, как дерево, - родишься баобабом
И будешь баобабом тыщу лет, пока помрёшь.

Досадно попугаем жить,
Гадюкой с длинным веком…
Не лучше ли при жизни быть
Приличным человеком?!

Да кто есть кто, да кто был кем? - мы никогда не знаем.
С ума сошли генетики от ген и хромосом!
Быть может, тот облезлый кот был раньше негодяем,
А этот милый человек был раньше добрым псом.

Я от восторга прыгаю,
Я обхожу искусы -
Удобную религию
Придумали индусы!

Владимир Высоцкий

Master